Сотовый телефон как средство повышенной опасности" ("Известия")
Использование 11 марта мобильников для управления мадридскими взрывами привлекло внимание к хорошо известной и прежде проблеме: телефон стал причиной сильнейшей головной боли для служб безопасности. Он идеальный «объект прикрытия», маскирующий оружие или приспособление для шпионажа. Он же может быть использован как программируемое или дистанционно управляемое устройство, замыкающее электрическую цепь, в которую включен детонатор.
Охрана посольств, правительственных организаций и офисов взяла моду отнимать у посетителей при входе мобильные телефоны. Иногда это связано с необходимостью исключить звонки во время переговоров с охраняемым лицом, но чаще обусловлено намного более общими соображениями безопасности.
Почему в охраняемую зону нельзя вносить телефон
С точки зрения секьюрити мобильник опасен уже потому, что постоянно держащий его в руке человек не вызывает подозрений. При проходе сквозь рамку металлодетектора телефон принято проносить с внешней стороны, так что под его видом можно внести любой предмет.
«Мобильник» и без всякой модификации может использоваться в целях шпионажа — например, для записи разговора или трансляции звука. И не только звука. Аппараты со встроенными фотокамерами тоже потенциально опасны. До недавнего времени они не позволяли фотографировать документы, но теперь появились устройства с матрицей на 1,3 мегапикселя. Этого разрешения достаточно, чтобы незаметно сделать качественный снимок листа с текстом или слайда презентации и немедленно отправить его вовне по электронной почте. Кроме того, внутрь корпуса телефона можно поместить практически любую шпионскую аппаратуру. Как вариант, прослушивающую или предназначенную для перехвата данных в беспроводной компьютерной сети.
Под телефон может маскироваться и оружие. Трехзарядный пистолет в форме мобильника (дуло в виде антенны, выстрел производится нажатием определенных кнопок на панели набора номера) впервые был конфискован в октябре 2000-го голландскими полицейскими. Позднее это оружие находили в Германии и Великобритании. Последнее сообщение об изъятии телефон-пистолетов датируется январем этого года. Производимый в Хорватии (как утверждает журнал «Тайм») пистолет внешне неотличим от телефона, но весит заметно больше. Стреляет мелкокалиберными пулями. В снаряженном оружии три патрона, каждый из которых размещается в своем стволе. Один из них замаскирован под антенну.
Заказ взрыва по телефону
Подполковник В., военный инженер, имеющий опыт боевой службы в Таджикистане и Чечне, утверждает, что использовать сотовый телефон для приведения в действие взрывного устройства несложно: «Специалист-подрывник легко может использовать вибратор мобильника для того, чтобы в нужный момент подать напряжение на электродетонатор. Взрыв произойдет по звонку, после получения SMS или по таймеру. Несложно также разместить внутри телефона взрывчатку, чтобы привести ее в действие звонком, — такой телефон-убийцу можно сделать и в домашних условиях». Сложнее, правда, обмануть жертву, заменив ее телефон бомбой — как это сделали однажды израильские спецслужбы для уничтожения террориста Яхьи Айаша еще в 1996 году. Использовать мобильник в качестве экипировки шахида подполковник не рекомендует — мощности заряда не хватит даже для самоубийцы.
По данным CNews.Ru, мобильные телефоны применялись террористами не только в Испании, но и для управлениями взрывами в Бали (октябрь 2002 года) и в Джакарте (август 2003-го).
Анонимный сотовый телефон — не проблема
Оператор сотовой связи в состоянии зафиксировать, когда и откуда был передан сигнал на управляющий взрывом мобильный телефон. Но вряд ли это облегчит задачу следователей. В Москве стать владельцем подключенного телефона, не зарегистрированного на подлинное физическое или юридическое лицо, не составляет труда. Борис К., сотрудник крупной компании, отвечающий за обеспечение ее сотовой связью, говорит, что может получить у знакомого дилера телефонный номер на имя хоть Осамы бен Ладена, хоть Джорджа Буша (сам он почему-то предпочитает SIM-карту, числящуюся за Горбачевым Михаилом Сергеевичем). Но если искать владельца номера будут серьезно, обязательно найдут через продавца SIM-карты.
Есть иной путь — покупка так называемых левых телефонных номеров «Мобильных ТелеСистем» (МТС). Одно время недобросовестные субдилеры компании выбросили на рынок множество SIM-карт, оформленных на чужие паспортные данные и продававшихся чуть ли не на вес. Это было выгодно, поскольку МТС щедро премировала партнеров за подключение каждого «нового» абонента. «Левых» карт на рынке сейчас почти нет, но при желании найти можно.
Проще же всего достичь анонимности абоненту «МегаФона» на тарифе «Просто». Всего-то за 300 рублей получите коробку с SIM-картой. В ней лежат бланки регистрационных листов, но, как говорят сами продавцы, заполнять их и отсылать оператору не обязательно.
Анонимность, заметим, нужна не только террористам. Она может потребоваться, во-первых, для того, чтобы не сообщать оператору подлинные сведения о себе (история с похищением базы данных об абонентах MTC в январе прошлого года свидетельствует о том, что соображение это вполне здраво), и во-вторых — для действительно конфиденциальных разговоров. По непроверенным сведениям нашего источника, на нашем черном рынке якобы существует «услуга» прослушивания зарегистрированного абонента любой сотовой сети.
Анна МАЙОРОВА
19:38 20.04.04
*