(текстовый фрагмент программы Радио Свобода)

Самарские экологи и правозащитники выступают против застройки и захламления мусором береговой полосы Самары. Берег Волги — федеральная собственность. По Водному кодексу России каждый гражданин имеет право пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около водных объектов. Кроме того, Земельный кодекс запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. «Сегодня берег Волги в границах города представляет удручающую картину — самовольный захват земель, незаконное строительство берегоукрепительных стен и причалов, других гидротехнических сооружений, сброс мусора и множество других нарушений», — рассказывает председатель самарского отделения Международного экологического союза Сергей Симак.

Сергей Симак : Проход по этой зоне – проход, отдых, нахождение на ней, купание в реке – должно быть свободно для любого жителя Российской Федерации. Люди, которые покупают участки на берегах рек, хотят пользоваться ими единолично. Разумеется, это нередко в отсутствие контроля стараются эти участки захватить – ставят заборы, объявляют эти территории частными владениями, пытаются заявить, что это частные пляжи, строят причальные стенки, которые отгораживают участки береговой полосы и препятствуют свободному проходу людей.

Сергей Хазов : О захламленности берега Волги мусором говорят и местные жители. Рассказывает Надежда Семенова.

Надежда Семенова : Сами люди очень неаккуратные. Везде бросают окурки, бумажки, пачки от сигарет, банки.

Сергей Хазов : Продолжает Александр Васильев.

Александр Васильев : Вообще, все грязно – тротуары, газоны, вообще, свинячат. Живут, я не знаю, кто. Из окон окурки бросают. Ужасно!

Сергей Хазов : Министр природных ресурсов и экологии Самарской области Александр Федоров, побывав вместе с экологами на волжском берегу что называется, воочию, увидел массу нарушений природоохранного законодательства.

Александр Федоров : Мы видим с вами и захват территории, и строительство гидротехнических сооружений, и ликвидация пляжей, и строительство заборов. Все это приводит к тому, что люди сегодня практически ограничены к доступу Волги.

Сергей Хазов : «На каждой волжской просеке стремительно растут коттеджные участки, захламляя берег», — говорит местный житель Виктор Соловьев.

Виктор Соловьев : Все застроено, не пройдешь, завалено. Раньше здесь много рыбы было, а сейчас вообще не заходит. Естественно, не нравится никому. Вот собака здесь. Летом малыши даже на пляж не пройдут.

Сергей Хазов : «Из-за развернувшегося на волжском берегу массового частного строительства, нарушаются санитарные и экологические нормы. Бензин с частных пристаней и лодочных стоянок вместе с канализационными стоками попадают в Волгу. Часто такие нарушения происходят в водоохранной зоне, рядом с местами городского водозабора», — поделился начальник отдела водных ресурсов по Самарской области Евгений Пермяков.

Евгений Пермяков : Мы не запрещаем, нет. Есть табу – то, что предусмотрено федеральным законодательством. Остальное все можно, но делайте это, господа, правильно. Делайте проекты. У нас еще ни один частник не обратился к нам за получением решения или договором водопользования на сброс сточных вод. Он должен прийти, получить такое разрешение, заплатить какие-то деньги. Деньги, собираемые здесь с водных налогов, теперь за плату пользования водными ресурсами, они идут на восстановление водных ресурсов.

Сергей Хазов : Министерство природных ресурсов Самарской области и федеральные природоохранные органы в прошлом году провели более 30 проверок. В результате около 70 дел передано в самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. «Сегодня есть только один прецедент в губернии, когда Министерство природных ресурсов доказало незаконность построек и довело дело до суда. Это дело о сносе дома на острове Зелененький, которое передано судебным приставам для исполнения судебного решения», — поясняет министр природных ресурсов и экологии Самарской области Александр Федоров.

Александр Федоров : Многие дома даже не получили разрешения. Отсутствуют землеотводы, то есть сначала объект строится, а потом ходят по инстанциям и оформляют документы. Это уже факт самозахвата и факт наличия преступления. Поэтому сегодня, если суд примет решение, что данный объект незаконен, дальше вступает уже служба судебных приставов. Мы должны исполнять данное судебное решение. Если там будет написано снести дом и привести участок в первоочередное состояние, то есть озеленение, посадка деревьев и так далее, они обязаны это дело обеспечить. Моя задача сегодня – доказать незаконность, довести дело до суда, до судебного решения.

Сергей Хазов : Председатель самарского отделения Международного экологического союза Сергей Симак рассказал, что на малых реках Самарской области экологическая ситуация еще хуже.

Сергей Симак : Это малые и средние реки, длина русла которых в сотни раз больше, чем длина береговой полосы водохранилища. Там контроля нет вообще, в принципе, нет. Туда не добирается никакой ГИМПС. Туда не добираются никакие инспектора Министерства природных ресурсов.

Сергей Хазов : В мае самарские экологи намерены провести экологический мониторинг противоположного Самаре правого берега Волги.

*