(The Washington Post)    С тех пор как Путин выразил желание стать премьер-министром, Россия снедаема несколькими вопросами: кто будет править Россией? Почему Путин согласился на вроде бы подчиненную по отношению к Медведеву роль? И как долго продлится это танго?

(By Musa Sadulayev — Associated Press)

В среду Дмитрий Медведев через анфиладу из трех позолоченных залов Большого Кремлевского дворца выйдет к трибуне, где, положив правую руку на экземпляр российской Конституции, примет присягу как третий президент России. Под звуки национального гимна над его новой резиденцией будет поднят президентский флаг. Медведев выступит с обращением к присутствующим и ко всему народу, залп тридцати ружей ознаменует конец церемонии, и в грозных стенах Кремля водворится новый лидер.

На следующий день, без лишних церемоний и проволочек, его популярный и могущественный предшественник Владимир Путин почти наверняка станет новым премьер-министром России. Он переедет вверх по течению Москвы-реки – из Кремля в Белый дом, резиденцию премьер-министров, которые в российской политике обычно играют роль мальчика на побегушках при президенте.

На этот раз обойдется без традиционной консультации президента и парламента по выбору премьера. «Зачем тянуть? – задает риторический вопрос спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. – Мы знаем, кого назначит президент».

С тех пор как в прошлом году Путин выразил желание стать премьер-министром, Россия снедаема несколькими вопросами: кто будет править Россией? Почему Путин согласился на вроде бы подчиненную по отношению к Медведеву роль? И как долго продлится это танго?

«Если мы попытаемся ответить на любимый вопрос «кто у руля?», ничего не выйдет, – говорит Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги. – Мы этого просто не знаем».

Ни Путин, ни Медведев официально не раскрывали никаких подробностей разделения полномочий между собой. Они лишь дали понять: в том, что касается управления страной, у них полная гармония. Эти двое проработали вместе почти двадцать лет. За это время у них сложились тесные взаимоотношения, хотя Путин был начальником. Однако, как показывает российская история, тот, кто попадает в Кремль, почти непременно проникается вкусом к власти и без стеснения пользуется своими полномочиями.

42-летний Медведев займет наиболее полновластную в соответствии с российской конституцией должность. Президент может отправить в отставку премьер-министра. При Путине администрация президента стала монопольным средоточием власти. Она господствует в парламенте и судах, контролирует СМИ. Из Москвы же назначаются губернаторы всех, даже самых отдаленных регионов страны.

«Президентская власть обеспечивает единство и само существование России, – пишет в апрельской статье в газете «Московский комсомолец» близкий к Медведеву Александр Будберг. – И вся страна, и обуянный гордыней чиновный класс должны привыкнуть: в России будет президент, а не пустой трон, который на 4 года «поставили на сохранение».

Но 55-летний Путин покидает свое кресло с огромным политическим капиталом и новыми полномочиями, которые сделают его, по меньшей мере, самым полновластным из российских премьеров. После избрания Медведева Путин был выдвинут на пост председателя крупнейшей партии «Единая Россия» (в свои полномочия он вступит в четверг). Пришлось переписать устав партии: новый председатель сможет уволить любого чиновника и приостановить любую партийную процедуру.

«Это отчетливый сигнал элитам: «Я еще не умер», – говорит Шевцова.

Между прочим, в ту партию, которую Путину предстоит возглавить, он не вступил. Похоже, он хочет рулить «Единой Россией», оставаясь при этом над политическим полем, чтобы в глазах россиян выглядеть своего рода духовным ориентиром.

Посредством партии Путин получает контроль над обеими палатами парламента, которые могут проводить процедуру импичмента в отношении президента и губернаторов регионов. В его подчинение перейдет и массивный российский бюрократический аппарат, и государственные корпорации, среди сотрудников которых полно его сторонников.

Что до конца не ясно, так это для чего Путин собирается употребить свою власть и какова его конечная цель. Может быть, он просто выжидает, прежде чем вернуться в Кремль на должность президента, а свои новые позиции укрепляет с целью исключить маловероятную возможность, что Медведев пригреется в президентском кресле и восстанет против него? Или такой значительный объем власти нужен Путину для того, чтобы защитить нового президента, пока тот не пустит корни в системе, которая без присмотра Путина его просто сожрет? Или никакой генеральной стратегии нет вовсе, и эти двое, договорившись о разделе полномочий, просто не заглядывают так далеко?

Ольга Крыштановская, руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН, уверена в одном. «Я совершенно уверена, что Путин вернется» на пост президента, говорит она. «Когда это случится – через два года, через четыре – я не знаю. Но он вернется на 14 лет, два срока по семь лет».

Крыштановская указывает на поступающие от политических деятелей вроде Грызлова призывы развести во времени президентские и парламентские выборы, чтобы они не шли друг за другом, как сейчас. Если эта инициатива будет принята, новые президентские выборы могут состояться в 2010 году. Кроме того, лидеры «Единой России» говорят об увеличении президентского срока до 7 лет.

Принятие таких поправок в избирательное законодательство может привести к тому, что Путин останется в Кремле до 2024 года. Да и сам он не исключил возвращения в Кремль: наоборот, если представляется удобный случай, он публично заигрывает с этой идеей.

«Думаю, Медведев с удовольствием во всем этом участвует, – говорит Крыштановская. – Естественно, шансы на то, что он предаст Путина и станет настоящим президентом, очень невелики, тем более что Путин недавно предпринял некоторые меры, чтобы защитить себя от такого развития событий».

Но Сергей Марков, политолог и депутат от «Единой России», утверждает, что если Медведев докажет свою компетентность и в общих чертах будет следовать заданному Путиным курсу, последний через год-другой покинет политическую сцену.

«Путин – политический отец Медведева, – говорит Марков. – Если Медведеву будет сопутствовать успех, Путин уйдет. Он хочет еще кому-нибудь дать шанс. Обычным пенсионером он не станет, но нельзя сказать, что он одержим желанием сохранить власть. Конечно, если у Медведева не получится управлять страной, он может и вернуться».

В существующей системе центр тяжести ощутимо смещен в сторону Путина, и, чтобы добиться исполнения своей воли, Медведеву придется потрудиться – даже если она отвечает пожеланиям его наставника.

Шевцова и другие считают, что на раннем этапе политическая сила Медведева может проявиться в назначении «своих» людей на ключевые посты и попытке порвать с прошлым, например, восстановив отношения с Западом или отправив на скамейку запасных некоторых «ястребов». Важным знаком может стать и освещение персоны Медведева в СМИ, особенно его первое выступление на государственном канале. Наконец, если он в путинском стиле устроит разнос правительству во главе с самим Путиным, это станет очевидным сигналом: в доме появился новый хозяин.

«Если у руля встанут сразу двое, это может привести к конфликту и даже параличу, – говорит Шевцова. – Чтобы укрепить свои позиции, Медведеву необходимо показать, что он не слабак, что он смел, дальновиден и харизматичен».

Питер Финн

InoPressa.ru

***