Крепкий напиток на основе полыни испытал колоссальный взлёт популярности в конце XIX — начале XX века, сперва в Европе, а затем и в США. Парижские богемные художники и писатели (в том числе ряд знаменитых мастеров) называли его своей «Зелёной музой» и «Зелёной феей», поскольку он «расширял сознание»…

«Пьющий абсент» Виктора Олива (Viktor Oliva), 1901 год (фрагмент) (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org).

Учёные из исследовательской организации CVUA Karlsruhe и ряда других учреждений и компаний из Европы и США провели первое за очень долгий срок химическое исследование оригинального абсента (Absinthe) и установили, что его «главное» действующее вещество — туйон — не может отвечать за общеизвестный психоделический эффект от употребления знаменитого напитка.

Крепкий напиток на основе полыни испытал колоссальный взлёт популярности в конце XIX — начале XX века, сперва в Европе, а затем и в США. Парижские богемные художники и писатели (в том числе ряд знаменитых мастеров) называли его своей «Зелёной музой» и «Зелёной феей», поскольку он «расширял сознание».

Абсент был моден и ассоциировался с аристократией и буржуазией. Поначалу. Потом, с более широким распространением и увеличением употребления «на душу», — с шизофренией, слабоумием, другими страданиями, вспышками насилия и убийствами, крайне негативным воздействием на здоровье, наконец — смертью человека, увлёкшегося «Зелёной феей». Это привело к его запрету во многих странах, и лишь на рубеже XX-XXI веков этот напиток стал понемногу возвращаться и завоёвывать популярность во второй раз.

«Зелёная муза» Альбера Меньяна (Albert Maignan), 1895 год (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org).

До сих пор абсент выделяют из ряда спиртных напитков, считая его в большей степени галлюциногенным наркотиком, нежели просто «выпивкой». Между тем в отношении точного состава и действия оригинального абсента существует гораздо больше домыслов, чем научно установленных фактов. Группа химиков из США и Европы решила восполнить этот пробел и тщательно «расшифровать» абсент, причём не выпускаемый в наши дни, а оригинальный, выпущенный во Франции до 1915 года (когда он там и был запрещён).

Исследователи во главе с Дирком Лахенмайером (Dirk W. Lachenmeier) проанализировали 13 проб из старых запечатанных бутылок, а о результатах и сенсационных выводах поведали в своей статье в Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Оказалось, что содержание туйона в старом абсенте (от 0,5 до 48,3 миллиграмма на литр) было примерно такое же, как и в современном, выпускаемом с 1988 года (до 35), когда Евросоюз легализовал этот напиток. И этого количества недостаточно, чтобы объяснить все эффекты, связанные с употреблением абсента.

А ведь до сих пор считалось (бездоказательно и ошибочно, как утверждают исследователи в пресс-релизе CVUA), что в оригинальном напитке туйона содержалось более 260 миллиграммов на литр. Между тем точное следование аутентичному рецепту приводит к производству абсента с весьма умеренным содержанием туйона, утверждают химики.

Также учёные не нашли в оригинальном абсенте никаких иных соединений (кроме туйона), способных вызывать сильные психомиметические эффекты и галлюцинации. Таким образом, делают вывод исследователи, исключительность абсента и все с ним связанные истории не носят какой-то мистический и загадочный характер. Ответ лежит на поверхности и у всех на виду: этанол и алкоголизм.

Все знают, что оригинальный абсент — очень крепок (60-75% по объёму), но на фоне «раскрученности» туйона, действительно способного влиять на мозг, этот факт как-то всё время уходил на второй план. А ведь даже в разбавленном виде (как и положено пить абсент) напиток этот остаётся довольно крепким.

Те же парижане начала XX века (равно как и американцы, и англичане и так далее), попавшие под «очарование» абсента и всей связанной с ним культуры, постепенно переходили от скромных доз (вроде одной рюмочки перед обедом) к куда более серьёзным возлияниям. Далее всё шло по сценарию, сходному с неумеренным употреблением любого иного спиртного. Только действительное присутствие растительного психомиметического средства и его «реклама» мешала трезво взглянуть на истинные причины трагедий, связанных с «Зелёной феей».

«И сегодня значительное количество потребителей абсента нуждаются в этих мифах, даже если у них нет никаких эмпирических доказательств», — говорит Лахенмайер о галлюциногенной славе абсента и его «богемном» отблеске.

30 апреля 2008

МЕМБРАНА

***