Журналистов не пустили на пресс-конференцию ульяновского губернатора
В новой системе ценностей, сконструированной Владимиром Шамановым за считанные месяцы до губернаторских выборов выборов, уместились все — даже оппозиционеры, возведенные еще недавно в ранг чуть ли не врагов народа. Во всяком случае, губернатор Шаманов в последние несколько дней только и говорит о том, что готов сотрудничать с различными политическими силами.
Впрочем, остаются у боевого генерала и непримиримые противники — журналисты, не желающие расшаркиваться перед местными властями. Намедни губернатор своим витиеватым языком уже успел заявить, что они, журналисты, гадят на то место, где живут. «Самое главное, что гадят-то не на место, а гадят на людей», — поправился Владимир Анатольевич.
Вскоре же можно было убедиться в том, что в Ульяновской области война с «неправильной» прессой вошла в новую стадию — в минувшую пятницу нескольких журналистов (в их числе оказался и ваш покорный слуга) просто не допустили на пресс-конференцию ульяновского губернатора. В течение полутора часов губернаторская пресс-служба никак не могла принять решение, стоит ли давать аккредитацию журналистам, представляющих издания, которые не отличаются особой любовью к Владимиру Анатольевичу. «Вас в списках нет», — наконец с плохо скрываемой ненавистью вынесла вердикт миловидная девушка из пресс-службы Шаманова. «К тому же, — продолжила она, — вас не приглашали!» Признаться, я вообще как-то привык ходить на свидания с Владимиром Анатольевичем без приглашения. Областную администрацию мои визиты на пресс-конференции, видимо, радуют не особо. Вероятно, поэтому в последний раз ответственные чиновники из Белого дома (так в Ульяновске окрестили региональную администрацию) приняли твердое решение — всех только по спискам.
Коллега из местного еженедельника, которого Владимир Анатольевич, похоже, тоже не захотел видеть на пресс-конференции, рассказал, что и шел сюда без особой надежды. «По спискам ведь, — развел он руками. А в списках, надо думать, только свои!» Таким вот славным образом губернатор Шаманов начал готовиться к предстоящим выбора.
Нападки на СМИ со стороны местных властей по сути вполне объяснимы: горстка чиновников, надеющихся остаться у власти в Ульяновске еще на четыре года, шагает к выборам подобно похоронной процессии и впереди ничего хорошего не светит, да и назад не повернешь. Словом, в таком настроении лучше прессу гонять. У губернатора Шаманова с журналистами отношения не сложились, кажется, с самого начала. Во всяком случае, всех тех, кто не лестно отзывался о Самом, в срочном порядке затаскивали в залы суда.
Вспомнить только нашумевшую историю о том, как по иску Шаманова двадцатидвухлетнюю Юлию Шеламыдову, редактора ульяновской газеты, едва не отправили на лесоповал. Судебный процесс был затяжным, редактора хотели пустить по этапу за клевету. К счастью, скандальное дело было все-таки пересмотрено, и редактора оправдали. Впрочем, даже эта неудача не отбила у генерала желание судиться с пишущей братией.
Не так давно, например, губернатор требовал от одной авторитетной ульяновской газеты компенсации за причиненные нравственные и физические страдания. Заметка в газете настолько расстроила губернатора, что он запросил сто тысяч рублей. Впрочем, сто тысяч — это еще по-божески! Раньше у Владимира Анатольевича размах был другой — в качестве компенсации за моральный ущерб он требовал пятьсот тысяч рублей. То и дело разворачивающаяся борьба с неугодными СМИ ведется не только в присутствии Фемиды. Ряд «неправильно ориентированных» изданий были буквально изгнаны из области.
Впрочем, если раньше грозное наступление на журналистов опасливо называли генеральской зачисткой, то сегодня подобрать верное определение гораздо сложнее, потому как происходящее все больше и больше смахивает на обыкновенную глупость.
Центр экстремальной журналистики
20.04.2004
Ульяновская обл
*