9 мая над Красной площадью во время парада Победы Ту-160 пролетит над Кремлем в окружении почетного эскорта истребителей. Разработка Ту-160 началась в конце 60-х годов прошлого века в ответ на создание в США стратегического бомбардировщика В-1. Хотя Ту-160 поступили в строй ВВС после государственных испытаний еще в 1987 году, официально приняты они на вооружение только спустя почти 20 лет.

«Белый лебедь» на параде Победы

Над Москвой пролетит самолет, выпущенный 20 лет назад, но принятый на вооружение лишь перед 2006 годом

Стратегический бомбардировщик проводит дозаправку в воздухе.

Фото из энциклопедии «Оружие России»

Между этими двумя событиями всего 10 дней. На авиабазе в Энгельсе Саратовской области представители Казанского авиастроительного производственного объединения имени Горбунова передадут 37-й армии ВВС России совершенно новый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, который на Западе называют Blackjack, а наши летчики – «Белый лебедь». А 9 мая над Красной площадью во время парада Победы точно такой же самолет пролетит над Кремлем в окружении почетного эскорта истребителей.

Ту-160 сегодня регулярно летает на воздушное патрулирование в Северный Ледовитый океан, Атлантический и Тихий, а также в Средиземное и Черное моря. «Тренирует своих пилотов и пилотов стран НАТО», – говорит главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Разработка Ту-160 началась в конце 60-х годов прошлого века в ответ на создание в США стратегического бомбардировщика В-1. Даже внешне они чем-то похожи, что до сих пор остается предметом профессиональных шуток – то ли американцы «содрали» у нас внешние очертания и принцип изменяемой геометрии крыла, то ли мы, как и в случае с атомной бомбой, воспользовались услугами отечественной агентурной разведки. Но специалисты утверждают, что эти совпадения случайны, вызваны похожим развитием конструкторской мысли. А первоначально проект ОКБ Туполева, именно он победил в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика, напоминал пассажирский самолет Ту-144. Но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полете на дозвуковой скорости. И в 1975 году был разработан новый проект – самолет «70» с изменяемой геометрией крыла.

Главным конструктором был назначен Валентин Близнюк. Двигатели для «тушки» делали на самарском ОКБ имени Николая Кузнецова. Работой руководил лично министр авиационной промышленности Петр Дементьев, а курировал ее от ЦК КПСС всесильный министр Дмитрий Устинов.

Первый полет прототип бомбардировщика Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года с аэродрома ЛИИ имени Громова. А 6 октября 1984 года он поднялся в воздух с полным комплектом оборудования. В двух гондолах самолета на многозарядных револьверных катапультных устройствах размещалось 12 дозвуковых крылатых ракет с ядерными боеголовками Х-55. Сейчас они могут быть заменены крылатыми ракетами с «обычным» оснащением. Их индекс Х-555. В бомболюках могут также размещаться и авиабомбы. Самолет может брать на борт свыше 40 тонн боеприпасов. Американский В-1, кстати, только 34 тонны.

Правда, наш Ту-160 в отличие от своего заокеанского «партнера» участия в боевых действиях никогда не принимал и служит до сих пор оружием сдерживания вероятного агрессора, а не системой его устрашения. В чем разница между двумя этими определениями, военные не разъясняют.

Подробнее: Независимая газета

***