Российская пресса: Москва встречает Первомай забастовкой
В обзоре российских газет:
* Железнодорожники Москвы провели забастовку
* Латвия потребует с России деньги за советскую оккупацию
* В России будет партийное правительство?
* Московские собаки адаптировались к жизни в мегаполисе
Праздник по марксистским канонам
Главной темой центральных российских газет, вышедших во вторник, стала забастовка локомотивных бригад Московской железной дороги, которая произошла в понедельник, в преддверии 1 мая.
Газета «Время новостей» в связи с этим пишет, что москвичи поневоле вспомнили, что 1 мая — это не только День весны и труда, но и день борьбы трудящихся за свои права: «Машинисты локомотивных бригад Московской железной дороги встретили Первомай так, как это предполагали классики марксизма — забастовкой».
В следствие акции оказалось фактически парализовано движение электричек и сорван график движения поездов на Ярославском и Горьковском направлениях.
По словам очевидцев, на которые ссылается «Коммерсант», электрички шли с опозданием на 20-40 минут, в каждом вагоне была давка. Особо отчаянные пассажиры цеплялись за поручни и ехали на подножках дверей, рискуя упасть на полотно. Давка возникла и на платформах находящихся неподалеку от Москвы железнодорожных станций — Монина, Перловской, Болшева, Реутова.
Многим людям пришлось воспользоваться автобусами и маршрутными такси, к которым выстраивались очереди на несколько сотен метров. «Услуги такси моментально подорожали в несколько раз, — отмечает «Коммерсант». — Например, из Перловской до станции метро «Медведково» вчера утром можно было доехать не менее чем за 600 руб., тогда как обычно эта поездка стоит 200″.
Причиной забастовки стали требования железнодорожников о повышении заработной платы, рассказывает газета со ссылкой на председателя профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгения Куликова.
«Коммерсант» отмечает, что лояльные руководству РЖД профсоюзы вчерашнюю акцию осудили. «Выдвинутые требования справедливы, а вот форма протеста никуда не годится, — приводится в подтверждение комментарий заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Олега Нетребского.- Мы уверены, что проблема будет решена, и категорически против того, что профсоюз локомотивных бригад попытается получить с этого политические дивиденды и привлечь к себе новых членов».
Вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов заявил: «Это незаконная акция. Под такие акции зарплаты повышаться не будут».
«Согласно федеральному законодательству, подобные акции на железнодорожном транспорте запрещены», — добавляет издание комментарий пресс-секретаря президента ОАО РЖД Александры Буратаевой.
Схожего мнения придерживается и председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, которое он выразил на страницах официальной «Российской газеты».
«Мы всегда солидарны с работниками, которые требуют повышения зарплаты, — сказал он. — Другое дело, что акции протеста нужно проводить грамотно. В данном случае забастовка противоречит действующему законодательству. Поэтому она может быть признана незаконной, и это ударит по самим забастовщикам. А вообще необходимо менять законодательство — сегодня крайне сложно провести забастовку в строгом соответствии с законом».
«Компенсация за оккупацию»
Газета «Коммерсант» комментирует претензии Латвии к России на предмет возмещения ущерба от советской оккупации. Сумма компенсации, которую вывела специальная правительственная комиссия, по данным издания, колеблется от трех до четырех с половиной миллиардов долларов.
По мнению латвийского политолога Андиса Кудорса, которое приводит «Коммерсант», на самом деле Латвия не хочет, чтобы Россия платила ей какие-то деньги. Достаточно было бы признания самого факта оккупации и извинений. Поскольку Россия является правопреемником СССР, она должна не просто, например, занимать место в Совбезе ООН, но и нести ответственность.
Обозреватель Борис Межуев, шеф-редактор «Русского журнала» на страницах тоже «Коммерсанта» развивает эту мысль. Он считает, что денежный иск Латвии к России — дело бесперспективное. Но для прибалтийской страны важнее другое — своими претензиями к России она старается заставить Россию отказаться ту от статуса правопреемника, государства-продолжателя СССР.
«Россия сохраняет континуитет по отношению к бывшему Союзу», — объясняет обозреватель.
Поэтому Россия, с одной стороны, ответственна за большую часть советского долга, но с другой — сохранила место в Совете Безопасности ООН и монополию на ядерное оружие среди бывших республик СССР.
«Возможно, отказ России от бремени континуитета и есть основная цель антироссийской кампании, — пишет издание. — И дело не только в месте нашей страны в Совете Безопасности ООН, которое Россия должна будет утратить вслед за символическим разрывом с советским наследством».
Автор считает, что отказавшаяся быть государством-продолжателем СССР Россия уже никогда не сможет считаться центром постсоветской интеграции. А это будет концом надежд на геополитическое возрождение постсоветского пространства.
Говорим «правительство», подразумеваем «партия»?
«Независимая газета» пишет о возможности превращения России из президентской республики в парламентскую. Основанием для этого стали сведения, полученные «НГ»: в России будет создано партийное правительство и в Госдуме уже, возможно, готовится законопроект по этому поводу.
Разработкой законопроекта, по данным издания, занимается комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Заместитель комитета Александр Москалец информацию о подготовке документа не подтвердил, но и не опроверг.
«Партийное правительство — это давняя мечта единороссов, которая то уже почти приближалась к своему осуществлению, то вовсе умирала», — отмечает «Независимая».
Возобновление дискуссии о партийном правительстве в России газета связывает с приходом в него Владимира Путина, который ранее отвергал идею партийного правительства, идущую «снизу».
«Ведь Владимир Путин, как всем известно, подсказок не терпит и чуть ли не специально поступает наоборот», — объясняет «НГ».
«Приход Путина на должность премьера и одновременно на пост лидера партии практически означает введение партийного правительства де-факто», — пишет газета.
Политолог Александр Кынев считает, что возможность создания партийного правительства должна быть закреплена в Конституции, а не оговорена отдельным законом.
«Отдельный закон на эту тему будет противоречить Основному закону, — говорит эксперт на страницах «Независимой». — Расширение полномочий парламента — это нормальная вещь. Как раз отсутствие нормальной партийной системы заключается в том, что парламентаризм у нас, мягко говоря, является усеченным».
Собаки индиго
Каким образом большому количеству бездомных животных удается выжить в таком огромном мегаполисе, как Москва? И не просто выжить, но и обеспечить себе достаточно комфортные условия существования? Ответам на эти вопросы посвящен материал в «Российской газете».
По данным издания, в российской столице насчитывается около 30 тысяч бездомных собак. Немалая их часть прекрасно адаптирована к жизни в городе.
Собаки научились соблюдать правила дорожного движения. При переходе улицы они смотрят сначала налево, потом направо и только тогда переходят дорогу.
Псы успешно передвигаются на общественном транспорте — в автобусах и троллейбусах — еще с конца 80-х годов, как только оттуда исчезли контролеры. Чуть позже собаки освоили метро. «Сначала, правда, не обходилось без несчастных случаев — неумехи застревали в эскалаторах, — рассказывает «РГ». — Но со временем они освоили и движущиеся лестницы».
Для прогулок городские животные выбирают определенное время: в часы пик они прячутся от толпы, а на прогулку и добычу еды выходят рано на рассвете или ночью.
«Некоторые особо одаренные особи выходят на «заработки», начинают попрошайничать прямо как люди: заходят в вагон, ложатся на пол — и ну скулить, выпрашивая еду», — рассказывает газета.
Более того, собаки не просто катаются в вагонах, а едут, как и положено, строго по нужному адресу. И когда объявляется «их» станция, деловито направляются к выходу.
«У таких гастролеров хорошая топографическая память, благодаря которой они могут даже ездить в общественном транспорте, безошибочно определяя свою остановку, — приводит «РГ» комментарий этолога Андрея Неуронова. — Скорее всего они реагируют на звуки, точнее, на определенное сочетание слов, как домашние псы на кличку или знакомые команды, а также на запахи и визуальные раздражители».
Газета добавляет, что таких «путешественников» в московской подземке немного — около 500 постоянных жителей, но они успевают сохранить свой генофонд в последующих поколениях.
Обзор подготовил Олег Савин,
Служба мониторинга Би-би-си
вторник, 29 апреля 2008 г., 04:56 GMT 08:56 MCK
*