Региональные аэропорты
Международный аэропорт «Курумоч» единственный из поволжских включен в федеральную систему авиахабов. Статус федерального аэропорта имеет не аэропорт — аэродром. За счет чего «Курумоч» может реализовать свой статус хаба? Какие именно потоки он будет аккумулировать и перераспределять — каких объемов, направлений?..
Международный аэропорт «Курумоч» единственный из поволжских включен в федеральную систему авиахабов. Но, по словам его генерального директора Леонида Шварца, чтобы он занял предназначенное ему место в федеральной системе аэропортов, нужно завершить реконструкцию самарских «воздушных ворот» и реализовать программу развития региональных и местных авиаперевозок
— Что предполагает статус федерального аэропорта, каковым признан «Курумоч»?
— Сразу хочу подчеркнуть, что такой статус имеет не аэропорт – аэродром.
— В «Курумоче» реализуется масштабная программа реконструкции. На какой объем финансирования из бюджета РФ может рассчитывать аэропорт?
— Поскольку аэродром международного аэропорта «Курумоч» находится в федеральной собственности, то вопросы его финансирования государство полностью берет на себя. В прошлом году на реконструкцию аэродрома, предусмотренную проектом реконструкции и модернизации аэропорта «Курумоч», из федерального бюджета было выделено 200 миллионов рублей. Эти средства мы полностью освоили. В текущем году выделено еще около 650 миллионов – для реконструкции сети рулежных дорожек, расширения перрона, а также для подготовки к эксплуатации основной взлетно-посадочной полосы, ВПП номер 1, так как ВПП номер 2 временно будет закрыта на реконструкцию.
Чуть больше месяца назад, в марте, по проектно-сметной документации «Реконструкция и модернизация международного аэропорта ‘‘Курумоч’’» было получено положительное экспертное заключение. После корректировки этого проекта общая сумма инвестиций, необходимых для его осуществления, составит около восьми миллиардов рублей.
— За счет чего аэропорт может реализовать свой статус хаба? Какие именно потоки он будет аккумулировать и перераспределять — каких объемов, направлений?
— Напомню, хаб – это, так сказать, пересадочный, транзитный узел. Во многом мы уже являемся таким узлом. Но хаб предполагает, безусловно, гораздо большие пассажиропотоки. Главную роль здесь играют авиакомпании, которые выполняют пассажирские перевозки, и для того, чтобы хаб реализовался в полной мере, требуется тесное взаимодействие аэропорта и авиакомпаний. Тут очень важна готовность аэродрома принимать воздушные суда без ограничения по взлетной массе, обязательна регулярность полетов. И, конечно же, не обойтись без современного терминала с высокой пропускной способностью.
В качестве хаба аэропорт прежде всего должен аккумулировать региональные пассажиропотоки из так называемых фидерных («подпитывающих») аэропортов, а затем распределять их по другим хабам России, СНГ и Европы, получая от них то же самое. Что касается объемов, то они зависят больше всего от емкости авиарынка. Сегодня в России мы наблюдаем бурный рост авиационных перевозок, и при грамотном их распределении, а главное, повторюсь, – при успешном строительстве нового аэровокзального комплекса, к 2015 году мы сможем обслуживать семь-восемь миллионов пассажиров в год.
— Эти потоки уже существуют или их только предстоит сформировать? Что для этого делается?
— Частично существуют, но во многом эти потоки предстоит сформировать. В 90-е годы сеть воздушных перевозок, связывающая города внутри регионов, была практически разорвана. Сегодня из Самары в близлежащие города, например в Саратов или, допустим, в Пензу, Ульяновск, можно добраться только на машине. А ведь когда-то почти все российские города были связаны сетью воздушных сообщений. Вот почему на государственном уровне поставлена задача возродить региональные и местные воздушные перевозки. С этой целью международный аэропорт «Курумоч» – при поддержке правительства Самарской области и во взаимодействии с руководящими органами ПФО – сейчас разрабатывает концепцию развития региональных и местных авиаперевозок. Реализация такой программы как раз и призвана сформировать те самые пассажиропотоки из других аэропортов округа.
***