Международный аэропорт «Курумоч» единственный из поволжских включен в федеральную систему авиахабов. Статус федерального аэропорта имеет не аэропорт — аэродром. За счет чего «Курумоч» может реализовать свой статус хаба? Какие именно потоки он будет аккумулировать и перераспределять — каких объемов, направлений?..

Международный аэропорт «Курумоч» единственный из поволжских включен в федеральную систему авиахабов. Но, по словам его генерального директора Леонида Шварца, чтобы он занял предназначенное ему место в федеральной системе аэропортов, нужно завершить реконструкцию самарских «воздушных ворот» и реализовать программу развития региональных и местных авиаперевозок

Что предполагает статус федерального аэропорта, каковым признан «Курумоч»?

— Сразу хочу подчеркнуть, что такой статус имеет не аэропорт – аэродром.

В «Курумоче» реализуется масштабная программа реконструкции. На какой объем финансирования из бюджета РФ может рассчитывать аэропорт?

— Поскольку аэродром международного аэропорта «Курумоч» находится в федеральной собственности, то вопросы его финансирования государство полностью берет на себя. В прошлом году на реконструкцию аэродрома, предусмотренную проектом реконструкции и модернизации аэропорта «Курумоч», из федерального бюджета было выделено 200 миллионов рублей. Эти средства мы полностью освоили. В текущем году выделено еще около 650 миллионов – для реконструкции сети рулежных дорожек, расширения перрона, а также для подготовки к эксплуатации основной взлетно-посадочной полосы, ВПП номер 1, так как ВПП номер 2 временно будет закрыта на реконструкцию.

Чуть больше месяца назад, в марте, по проектно-сметной документации «Реконструкция и модернизация международного аэропорта ‘‘Курумоч’’» было получено положительное экспертное заключение. После корректировки этого проекта общая сумма инвестиций, необходимых для его осуществления, составит около восьми миллиардов рублей.

За счет чего аэропорт может реализовать свой статус хаба? Какие именно потоки он будет аккумулировать и перераспределять — каких объемов, направлений?

— Напомню, хаб – это, так сказать, пересадочный, транзитный узел. Во многом мы уже являемся таким узлом. Но хаб предполагает, безусловно, гораздо большие пассажиропотоки. Главную роль здесь играют авиакомпании, которые выполняют пассажирские перевозки, и для того, чтобы хаб реализовался в полной мере, требуется тесное взаимодействие аэропорта и авиакомпаний. Тут очень важна готовность аэродрома принимать воздушные суда без ограничения по взлетной массе, обязательна регулярность полетов. И, конечно же, не обойтись без современного терминала с высокой пропускной способностью.

В качестве хаба аэропорт прежде всего должен аккумулировать региональные пассажиропотоки из так называемых фидерных («подпитывающих») аэропортов, а затем распределять их по другим хабам России, СНГ и Европы, получая от них то же самое. Что касается объемов, то они зависят больше всего от емкости авиарынка. Сегодня в России мы наблюдаем бурный рост авиационных перевозок, и при грамотном их распределении, а главное, повторюсь, – при успешном строительстве нового аэровокзального комплекса, к 2015 году мы сможем обслуживать семь-восемь миллионов пассажиров в год.   

Эти потоки уже существуют или их только предстоит сформировать? Что для этого делается?

— Частично существуют, но во многом эти потоки предстоит сформировать. В 90-е годы сеть воздушных перевозок, связывающая города внутри регионов, была практически разорвана. Сегодня из Самары в близлежащие города, например в Саратов или, допустим, в Пензу, Ульяновск, можно добраться только на машине. А ведь когда-то почти все российские города были связаны сетью воздушных сообщений. Вот почему на государственном уровне поставлена задача возродить региональные и местные воздушные перевозки. С этой целью международный аэропорт «Курумоч» – при поддержке правительства Самарской области и во взаимодействии с руководящими органами ПФО – сейчас разрабатывает концепцию развития региональных и местных авиаперевозок. Реализация такой программы как раз и призвана сформировать те самые пассажиропотоки из других аэропортов округа.

Подробнее: Статусная должность

«Эксперт Волга» №17 (105)/28 апреля 2008

***