Галина Вишневская «Мне казалось, что Слава бессмертен»
В воскресенье минул год с тех пор, как ушел из жизни Мстислав Ростропович, выдающийся музыкант и общественный деятель. Его супруга Галина Павловна Вишневская, тяжело пережив потерю мужа, несмотря ни на что, продолжает активно работать.
Она сыграла главную роль в фильме Сокурова «Александра» и посвятила памяти Ростроповича свой II международный конкурс оперных артистов. Одна из главных фигур российской оперы все время занимается с учениками и даже живет в Центре оперного пения, чтобы не тратить время на дорогу домой. Накануне годовщины смерти Мстислава Леопольдовича Галина ВИШНЕВСКАЯ согласилась встретиться с корреспондентом «Новых Известий».
– Галина Павловна, много ли времени требовалось Мстиславу Леопольдовичу, чтобы поддерживать себя в музыкальной форме, чтобы сохранять тот статус, который у него был?
– Он отдавал себя музыке всего, от начала до конца, но никогда специально музыкой не занимался. Слава все время работал: каждый день репетиции, концерты или спектакли. А в антрактах учил новые сочинения. Я прожила с ним 50 с лишним лет и могу сказать, что ни разу у него не было перерыва в работе больше двух-трех дней, чтобы он мог сказать: «Давно я не играл, нужно сесть позаниматься».
– Он всегда аккомпанировал вам, когда вы пели романсы?
– После замужества я выступала на концертах только с ним. Тридцать пять лет подряд. До замужества работала с пианистом Борисом Абрамовичем. А когда вышла замуж за Ростроповича, он сказал мне: «Я сам буду тебе аккомпанировать». После первого совместного опыта я ни с кем не могла петь, кроме него.
– Вы пели в операх, которые он ставил?
– Да, за границей. Самой важной работой была первая редакция оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (я спела в ней Катерину). В то время все ставили только вторую редакцию, мы впервые сделали первую с Лондонским Филармоническим оркестром. Мы поставили с Ростроповичем за границей «Иоланту», «Тоску», «Пиковую даму». В России он из-за меня пришел в театр. Я его умоляла этого не делать, потому что не хотела, чтобы домашняя жизнь смешалась с театральной. Но он все равно пришел. Ростропович дирижировал «Евгением Онегиным», оперой «Война и мир». Он вошел в спектакли, которые раньше много лет шли с другими дирижерами.
– Спектакль менялся, когда он становился за пульт?
– Конечно. У оркестра как будто появлялось второе дыхание. Музыканты оживали, играли абсолютно по-другому.
– Фонд Ростроповича и Фонд Ростроповича и Вишневской будут работать по-прежнему?
– Да, надо продолжать это дело. Теперь работой фондов занимаются мои дочери. Ольга руководит Фондом Ростроповича, который выплачивает стипендии талантливым детям из малоимущих семей, чтобы они могли получить музыкальное образование. А Елена – Фондом Ростроповича и Вишневской, который занимается медицинской помощью.
– Вы проверяете их работу?
– Проверяю, без меня ничего не делается. Надо следить, чтобы в работе фондов был порядок.
– Где живут ваши дочери?
– Елена сейчас из Парижа переехала в Швейцарию. Старшая, Ольга, которая живет в Америке, тоже хочет туда перебираться. Америка слишком далеко. Дети моих дочерей – американцы. У меня шесть внуков, и все родились в Америке.
– Вы часто c ними видитесь?
– В последний раз они приезжали в Москву на день рождения Славы, 27 марта.
***