29 апреля в Самаре по адресу ул. Спортивная, 25В состоится открытие мемориальной доски Герою Советского Союза, генералу – майору авиации Иосифу Ивановичу Гейбо.

Иосиф Гейбо родился 24 Апреля 1910 года в селе Валуйское, ныне Станично — Луганского района Луганской области в семье крестьянина. Окончил Луганский Железнодорожный техникум. В 1933 году вступил в Красную армию и в декабре 1934 года, закончив Качинскую летную школу, получил назначение в 35-ю эскадрилью 56-й Воздушной Бригады, которая располагалась около Житомира. Участвовал в Первомайских Воздушных Парадах в Москве 1936 — 1937 гг. Затем служил на Дальнем Востоке. Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин — Гол в 1939 году. Командуя 5-й эскадрильей 70-го истребительного авиаполка, cтарший лейтенант И. И. Гейбо, летая на биплане И-15бис, совершил 25 вылетов — большинство на штурмовку противника и сопровождение бомбардировщиков. Вскоре эскадрилью перевооружили на новые истребители И-153, а его временно перевели в группу Сергея Грицевца. Всего выполнил 82 боевых вылета, провел 18 воздушных боев, сбил 2 самолета лично и 1 в группе. Был награжден Орденами Ленина и Красного Знамени.

С началом Советско — Финляндской войны, Гейбо переведен в Москву, где формировался новый истребительный полк, который был отправлен в Карелию уже в конце 1939 года. Там бипланы И-153 использовались для разведки, патрулирования и охраны бомбардировщиков. В течение «Зимней Войны» Иосиф Гейбо одержал, по крайней мере, 4 победы.

Начало войны с Германией, застало капитана Гейбо в 46-м истребительном авиаполку. В августе 1941 года часть сменила свои И-16 на ЛаГГ-3. 18 августа после 2-х одержанных побед, Гейбо был ранен и находился в госпитале до декабря. После госпиталя — уже в новом звании майора — Гейбо принял командование 20-м ИАП, который был оснащен новейшими Як-1. Об одном из эпизодов того времени Совинформбюро сообщало: «Летчик — орденоносец капитан Гейбо, выpучaя товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолетами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство».

После прохождения курсов переподготовки (КУОС) в Чкаловской Авиационной школе Гейбо принял командование 263-й истребительной авиадивизией. В начале 1944 года он получил звание полковник и принял командование 309-й авиадивизией.

Его пребывание на фронте было прервано до октября 1944 года, когда он получил 6-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию, которую позже провел по Румынии, Венгрии и Чехословакии. К февралю 1945 года на его счету значились 252 боевых вылета и 5 сбитых вражеских самолетов. 28 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны был награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Кутузова 2-й Степени, Отечественной войны 1-й Степени и Красной Звезды. Иосиф Гейбо закончил войну с 12 победами (лично и в группе), одержанными в ходе трех войн. Стал почетным гражданином гор. Братислава (Чехословакия).

После войны Гейбо продолжил службу и окончил Академию Генерального Штаба в 1949 году. Избирался депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. Он продолжал служить до 1968 года, когда ушел в отставку в звании генерал — майора. Затем переехал жить в Самару, где написал автобиографическую книгу «Шла двадцатая минута войны». В последние годы жизни – бессменный руководитель военно – спортивной игры «Зарница». Похоронен в Самаре.

*