В обзоре российских газет:

* Владимир Путин встретился с комиссаром Совета Европы

* «Справедливая Россия» провела свой третий съезд

* Госдума вносит изменения в закон «О СМИ»

Комиссарские впечатления

В пятницу президент России Владимир Путин принял в Кремле комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, который во время своего визита в Россию уже успел побывать в регионах Южного федерального округа, включая Чечню и Ингушетию, пишет «Российская газета».

«Я только что вернулся с Северного Кавказа и хотел бы обменяться мнениями по этому вопросу, — очертил круг своих интересов Хаммарберг. — Во-вторых, мне хотелось обсудить, как лучше организовать комплексную систему соблюдения прав человека в России. И, в-третьих, уделить внимание вопросам, касающимся функционированию Совета Европы».

Владимир Путин дал понять, что Москва ничего против конструктивного диалога не имеет, подчеркивает издание. «Думаю, вы заметили, что мы пытаемся реагировать и на прежние замечания — и ваши, и ваших коллег, — заявил российский лидер. — Может быть, не все получается, но тем ценнее ваша поездка в Москву».

Комиссар предложил административную реформу в сфере защиты прав человека в России. И должности уполномоченного здесь мало, рассказывает корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников. Однако Владимир Путин расценил предложение именно как совет Европы, и не более.

Кроме того, комиссар в очередной раз сказал все, что думал, о том, что Россия не ратифицирует 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека (этот протокол реформирует деятельность Европейского суда), продолжает Колесников.

И Путин тоже сказал все, что думает: комиссар с коллегами пойдет встречаться с Дмитрием Медведевым, который является человеком более либеральных и демократических взглядов, так что пусть с Дмитрием Медведевым они эту проблему и обсудят, пишет корреспондент «Коммерсанта».

Однако насчет 14-го протокола выяснилось вот что: когда переговоры заходят в тупик, заявил Медведев, может, лучше всего начать эти переговоры с чистого листа. «А значит, в этой ситуации — отменить поправку и жить как раньше», — отмечает Колесников.

Таким образом, человек более либеральных взглядов порекомендовал комиссару как минимум то же самое, что не стал рекомендовать человек менее либеральных, считает корреспондент.

Так же за закрытыми дверями, как сообщил кремлевский источник «Комсомольской правды», комиссар и президент говорили о смертной казни в России. Правозащитник настойчиво советовал ее отменить. Путин ответил, что в перспективе это сделать надо, но полностью отказаться от казни в России возможно будет тогда, когда к этому будет готово общество.

Кремлевская оппозиция

В пятницу прошел третий съезд партии «Справедливая Россия», на котором были приняты новая программа и устав и переизбрано руководство партии. Заседая в Государственном Кремлевском дворце, справороссы сформулировали два главных отличия своей партии от партии власти номер один — «Единой России», пишет «Коммерсант».

«Единая Россия» — партия власти, а «Справедливая Россия» — партия гражданского общества», — гласило первое, а второе, по словам Сергея Миронова, было еще проще: «Единая Россия» — партия работодателей, а «Справедливая Россия» — партия трудящихся».

Этих отличий, как следовало из речи партийного лидера, достаточно для того, чтобы считать заседавшую в Кремле «Справедливую Россию» идеологическим оппонентом партии власти и настоящей, «небутафорской» оппозицией, поясняет издание.

«Таким образом, можно сказать, что «справороссы» работают на «единороссов», — констатирует «Московский комсомолец».

Коснулся Миронов и больной темы — согласия Путина возглавить «ЕР»: «Когда Путина позвали в «Единую Россию», в регионах прозвучали пораженческие голоса. Хочу сказать: заслуги президента неоспоримы. И если он считает, что для реализации политического курса ему необходимо возглавить крупнейшую партию, — это его право».

«Но, заметьте, возглавив «Единую Россию», Путин не стал ее членом», — цитирует газета Миронова.

Наверное, глава «справороссов» был бы не против, если бы Путин, будучи лидером «ЕР», стал бы членом «СР». Но об этом, конечно же, не приходится и мечтать, замечает «Московский комсомолец».

Однако Миронов взглянул на ситуацию с оптимизмом: «То, что Путин возглавил «Единую Россию», дает надежду, что партия власти не будет пускаться во все тяжкие в борьбе с политическими оппонентами». То есть теперь у Миронова есть в «Единой России» свой человек, пишет издание.

По мнению «Советской России», наблюдать за подготовкой съезда «Справедливой России» даже забавно, поскольку, как считает газета, данный не слишком удачный кремлевский проект пытается продемонстрировать себя в качестве серьезного политического явления.

«Впрочем, «Справедливая Россия» выглядит не как взрослая и состоявшаяся политическая сила, а как неразумный ребенок, пытающийся косить под взрослого, — уверена газета. — Если судьбоносный съезд «единороссов» оказался дурной копией худших мероприятий советского периода, то что говорить о «копии с копии», которую изобразили мироновцы!»

«Справедливая Россия» так и не выполнила своего главного предназначения, пишет издание. Она не смогла серьезно уменьшить политическое влияние КПРФ. Не поверили граждане ни в левую мироновскую ориентацию, ни в оппозиционность, ни в организационную состоятельность, считает газета.

«Замораживающий эффект»

Газеты, теле- и радиоканалы можно наказывать за распространение клеветнических сведений, даже не доказывая в суде, что они такими были. Так решили в пятницу депутаты Госдумы, одобрив в первом чтении поправки в закон «О средствах массовой информации», пишет «Коммерсант».

Клевета «является основным, часто безнаказанным злоупотреблением свободой информации в России», пытался доказать коллегам самый молодой депутат Госдумы Роберт Шлегель, который решил с помощью поправок усилить карательные элементы в законе о СМИ, в частности, статью 4 о «недопустимости злоупотребления свободой информации».

Проект в первом чтении одобрили 399 депутатов. Против был только депутат Борис Резник из «Единой России».

Однако, как считают эксперты из Института по правам человека, думцы кардинально меняют положение СМИ. Сейчас меру ответственности СМИ за опубликованную клевету определяет только суд. Если же поправка Шлегеля обретет силу закона, то любая газета или телеканал могут пострадать даже при отсутствии иска, пишет газета.

До закрытия, скорее всего, не дойдет, считает член Общественной палаты, адвокат и правозащитник Генри Резник. Такая поправка, по его словам, создает замораживющий эффект, который отвращает СМИ от исследования острых тем. Такая норма «недопустима по мировым стандартам» и «направлена на удушение прессы в России», убежден Резник.

Юный депутат-«единоросc», в прошлом — пресс-секретарь движения «Наши» Роберт Шлегель придумал способ прославиться: написал закон, который поможет власти усилить контроль за СМИ — под благовидным предлогом борьбы с клеветой, пишет «Московский комсомолец».

По словам издания, старшие товарищи-«медведи» сначала снисходительно посмеивались и закон предполагали отклонить. Но потом вдруг передумали и поддержали. Обычно такое «вдруг» случается после сигнала из Кремля.

После истории с приостановкой выпуска газеты «Московский корреспондент», которая опубликовала заметку о якобы разводе Путина и его грядущей женитьбе на Кабаевой, это видится спланированной провокацией — чтобы показать, какая в России желтая и нехорошая пресса. То, что Дума приняла закон, — логичное продолжение этой истории, уверена газета.

Президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский считает поправку в закон неразумной, поскольку, по его мнению, под клевету можно подвести все что угодно

Обзор подготовила Ольга Лесникова,

Служба мониторинга Би-би-си

суббота, 26 апреля 2008 г., 02:59 GMT 06:59 MCK

Би-би-си

*