В Москве прошел Х Международный салон «Двигатели-2008». Более 160 предприятий и организаций из 9 стран мира, занимающихся разработкой, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, демонстрировали свою продукцию на общей площади около 7.000 кв. метров.

На юбилейной выставке в рамках «Научно-технического конгресса по двигателестроению» на 11 тематических симпозиумах было заслушано около 200 докладов. Прошло обсуждение направлений дальнейшего развития двигателестроения.

    Особое место в работе международного салона заняли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения знаменитого конструктора авиационных двигателей Архипа Люльки. Центральной экспозицией «Двигателей-2008» стал стенд ОАО «НПО Сатурн». У истоков фирмы стоял Архип Михайлович, работая в ней, он изобрел схему двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), успешно применяемую у нас в стране и за рубежом.

   

В настоящее время ученики продолжают дело своего учителя, используя новейшие научные достижения. Научно-производственное объединение и сегодня по праву считается ведущей мировой двигателестроительной фирмой. Примером тому служат двигатель SaM146 для пассажирского регионального самолета Sukhoi SuperJet-100, созданный в кооперации с французской фирмой Snecma, АЛ-55И с тягой 1760 кг для российского МиГ-АТ и учебно-тренировочного самолета Индии HJT-36, «изделие 117С» для Су-35, разработка двигателя для ПАК ФА.

   

Не менее успешно работают и другие фирмы. Пермский моторостроительный комплекс (ПМК) демонстрировал ПС-90А2. Два первых двигателя в этом году будут переданы на сертификацию по российским, а в дальнейшем по европейским и американским авиационным правилам. Его серийный выпуск намечен на 2009 год. В этом году запланирован выпуск 40 двигателей, в 2009 г. — 55, в 2010 — 80 из семейства ПС-90.

   

Московское машиностроительное предприятие (ММП) им. Чернышева демонстрировало РД-1700, который в ближайшее время установят для проведения испытаний на МиГ-АТ. По оценке экспертов, у двигателя хороший потенциал. ТМКБ «Союз» разработало его модернизацию с увеличением тяги до 2.500 кг. Она позволит рассматривать двигатель в качестве силовой установки для Як-130.

   

Незадолго до выставки принято решение «Об организации производства авиационных турбовальных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500» и передаче всей технической документации на ММП им. Чернышева. Серийное производство будет развернуто к середине 2010 года. На эту и другие гражданские программы, реализуемые на предприятии, из госбюджета выделяется около 60 млрд. рублей.

   

В ходе работы выставки специалисты активно обсуждали перспективы создания следующего поколения авиадвигателей для гражданской авиации. Стоит задача до 2020 года снизить расход топлива на 50 процентов с одновременным повышением ограничения по шуму. Нужны системный подход и разработка лайнера при тесном сотрудничестве самолето- и двигателестроителей, а не как ранее, когда каждый из них отвечал за свой участок деятельности. Авиастроение выходит на уровень, когда потребуется мировая кооперация ведущих фирм.

   

Разработчики двигателей в России пока ориентируются на проект МС-21. Они ждут объявления тендера по самолету и прежде всего требования Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) для силовой установки.

   

Считающие для себя российский рынок приоритетным украинские компании «Мотор Сич», «Ивченко-Прогресс» совместно с ММПП «Салют» предложили на базе Д-436 сделать модификацию АИ-236Т-12 с тягой в 12 тонн. По их оценке, стоимость разработки будет от 4,5 до 6 млрд. долларов.

   

Пермские предприятия тоже ведут разработку перспективного двигателя — ПС-12. Конструкторами для него уже разработаны отдельные узлы, которые проходят испытания. Специалисты считают, что без государственной поддержки в финансировании работ создание силовой установки для МС-21 невозможно.

   

Научно-исследовательский центр Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) ведет испытания акустических характеристик бироратативного вентилятора с противовращением. Они проходят в рамках общеевропейской программы, которую ведет французская фирма Snecma. Планируется снизить уровень шума на 6 дБ, уровень эмиссии выхлопных газов – на 60 процентов. Французские специалисты заявляют, что взятый за основу газогенератор SaM146 с переделанной турбиной позволит достичь 12- тонной тяги.

   На Х Международном салоне «Двигатели-2008» шел и откровенный обмен мнениями о преодолении оставшихся проблем в газотурбинном двигателестроении. Разработана стратегия, в соответствии с которой необходимо добиться на внутреннем рынке в отрасли роста объемов производства в денежном выражении к 2015 году в 2,4 раза, к 2025 году – в 4,2 раза.

Подробнее: Красная звезда

***