Столичное правительство выходит с предложением измерять уровень шума двигателей машин на техосмотре. По данным специалистов Мосэкомониторинга, слух жителей мегаполиса ежедневно подвергается колоссальным перегрузкам. Нормы по шумности превышены в большинстве жилых зон.

У горожан вянут уши: до 70% жилого фонда столицы находится в зоне повышенной зашумлённости. Московское звуковое пространство портят и огромные транспортные потоки, и широко распространившаяся голосовая реклама, и стройки.

Почитать внуку книжку даже в парке у москвички Нины Ивановны не получилось. Рядом идёт ремонт теплотрассы: грохочет отбойный молоток, ревёт трактор. Дома тоже в тишине не посидишь. «Если квартира выходит на улицу, достаточно шумно, — сетует пенсионерка. — Спасает вставка вторых стёкол. Но строительство идёт сейчас везде».

Измеритель уровня шума на каждой улице показывает превышение нормы. Где ходит транспорт, норма 74 децибел, но даже на тихой улочке шкала показывает 84. Это сплошной фон, на который уже никто не обращает внимания. Жители столицы привыкли жить со звуковым сопровождением.

Из кафе и магазинов — музыка, гомон толпы, рёв двигателей, скрип тормозов, дребезжат штанги у троллейбуса. Музыка большого города, если верить показаниям прибора, — в два раза выше нормы вместо положенных в жилой зоне 55 — 90 децибел. Как на дискотеке жить.

Медики уверяют: в крупных городах, где шумовое загрязнение выше, чем в провинции, люди почти в два раза чаще обращаются к врачам с проблемами слуха. Также отмечено, что такая среда обитания вызывает у жителей мегаполиса головные боли и повышенное давление. Особенно пагубно сказываются так называемые низкие частоты, источником которых является транспорт.

«Практически все кольцевые, вылетные и примыкающие к ним магистрали имеют существенные проблемы по уровню шума», — говорит Полина Захарова, временно исполняющая обязанности директора ГПУ «Мосэкомониторинг».

Норма шума, по которой сейчас изготавливают иномарки — всего 10 децибел, подавляющее большинство машин, которые ездят по улицам города — подержанные иномарки и отечественный транспорт — шумят на 75 децибел и выше.

«Проблема в том, что мы не применяем новые технологии, которые существуют в снижении шума автомобилей. В частности, в дорожном покрытии применяют дренирующий асфальтобетон, он позволяет существенно снизить шум от взаимодействия автомобильного колеса с дорожным покрытием», — заявил Павел Поспелов, заведующий кафедрой изысканий и проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ).

Сменить «шумный» асфальт на звукопоглощающий — слишком дорого. Столичное правительство предлагает в обязательном порядке измерять звук двигателя во время техосмотра. Но заменить транспорт в городе, заставить всех купить новые машины и дорогую бесшумную резину — тоже невозможно. Учёные подсчитали: если весь городской транспорт перестанет шуметь, комфортность проживания в Москве увеличится в несколько раз, однако цены на проезд и на многие товары вырастут вдвое.

«В отдельных городах Европы создаются специальные автомобили с пониженным уровнем шума для разгрузки продуктов в ночное время. Это предполагает определённые затраты, связанные с тем, что двигатель помещается в оболочку-капсулу. Тут нужно продумать весь спектр мероприятий — от технического до градостроительного», — считает Михаил Шатров, заведующий кафедрой теплотехники и автотракторных двигателей МАДИ.

Раскрыть масштабы проблемы могла бы шумовая карта города. Да вот беда: работа, начатая над ее составлением еще в 1992 году, остановилась из-за отсутствия финансирования.

Вести.ru

*