В Самаре в Доме актера завершается работа выставки известных художников Сибири: Сергея Торопа, Игоря Гончарова, Николая Онищенко. Все они живут в экологическом псоелении Тиберкуль, на юге Красноярского края. О выставке рассказывает журналист Светлана Смолич. (фоторепортаж)

«Эпоха возрождения в искусстве и в жизни»

Этот заголовок придуман не мной. Я выудила его из записей в Книге отзывов на выставке. У тех, кто посетил её, остался в душе глубокий след. «Ваши картины ведут высоким путём» — написала художница Л. Маврычева; «Спасибо за то, что дарите свой свет миру» — ещё одна запись; и вот эта: «Да здравствует эпоха возрождения в искусстве и в жизни!».

          Перед тем, как приехать в Самару, художники совершили целый круиз по 12 городам России и ближнего зарубежья. В марте они участвовали во Втором Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность», который, безусловно, был крупным событием в мировой культуре. Среди 800 участников выставки из 107 разных стран их работы не затерялись. Они останавливали добрым и радостным восприятием мира, светлым проявлением чувств, глубиной философского осмысления жизни, филигранностью исполнения.

    Но прежде всего картины сибиряков покоряют одухотворённостью. Жюри фестивального конкурса сейчас же это отметило и было принято решение специально для С. Торопа и И. Гончарова учредить номинацию «Свежий взгляд на искусство». Им было присуждено первое место в этой номинации и вручена премия «Вера».

       В кулуарах выставки много говорили об особом даре Сергея Торопа. Искусствовед из Германии: «Трижды подходил к его портретам, но разгадать их секрета не могу. На меня смотрят живые человеческие лица». Знаток живописи из Румынии про ветку цветущей яблони на фоне Саянских гор: «Если художнику за всю жизнь удастся написать нечто подобное, он может позволить себе почивать на лаврах». Известный столичный живописец Никас Сафронов сразу отреагировал на экспозицию сибиряков приглашением в свою художественную галерею и предложил участвовать в совместных проектах.

       Организаторы фестиваля, разумеется, знали с самого начала, что Сергей Тороп и духовный Учитель Виссарион, о котором почти все СМИ говорят как о лидере тоталитарной секты, один и тот же человек. Видимо, многим придётся сломать в своём сознании стереотип восприятия Виссариона как сектанта, так как его картины не несут в себе отрицательных образов и побуждают задуматься над смыслом бытия. – Так примерно высказался о художнике и его творчестве председатель жюри фестиваля Таир Таймур-оглы Салахов.

         Общение с Виссарионом на фестивале показало – он готов всем желающим открыть секреты своего мастерства. А первоначально недоверчивые люди пытались доказать, что его картины — умело выполненные фотографии, а не пастели. Художник с улыбкой воспринял это, а потом всерьёз разъяснил: «У пастели есть уникальная особенность, своего рода нюанс: человек, мастер, втирая мел в основу, часть себя запечатлевает на этом пространстве, и произведение способно максимально передавать особенности этого человека – его переживания, желания, информационную основу. И если она интересна, правильно формируется, то обязательно будет благотворно воздействовать на тех, кто с его искусством соприкоснётся».

       Итак, свежий взгляд на искусство… Я думаю, посетителям выставки его не трудно было заметить.

       У Игоря Гончарова это неожиданное соединение графики, чёткого рисунка и пастели в целой серии картин почти интимного плана. С первого взгляда они производят впечатление незаконченности, непроработанности, наброска. Но чем дольше смотришь, тем глубже постигаешь природу их совершенства, в котором есть ошеломляющая параллель: вспоминаются скульптурные портреты Микеланджело – «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». В них тоже не проработаны, а только обозначены лица. Это даёт зрителям свободу фантазии. А что может быть совершеннее индивидуального воображения, умело направленного художником в определённое русло? По-моему, тут прямое родство с воздействием классической музыки.

       Николай Онищенко премии не получил, однако и сказать, что он вполне традиционен, нельзя, потому что и на его живописи лежит печать духовного озарения. Всё просто: и он, и И. Гончаров – ученики и последователи Виссариона, которого, как и все собратья по общине, они называют просто Учителем.

       Игорь Гончаров окончил Свердловский архитектурный институт. Первые персональные выставки с успехом прошли в Москве, Вене, Амстердаме, Нью-Йорке. он член международной федерации художников ЮНЕСКО, но при всей своей популярности предпочитает жить с семьёй в селе Петропавловка, на территории общины. Николай Онищенко — выпускник Академи декоративно-прикладного искусства им. Мухиной, по специальности художник-скульптор. Он тоже достаточно известен в художественных кругах России и зарубежья, но живёт и работает в таёжном поселении «Обитель Рассвета». Он один из ведущих архитекторов экопоселения, автор серии архитектурных проектов – Храм искусств, Символ Единой Религии (он же «Алтарь Земли»), Дома Творчества и др.

       Что же касается художника Сергея Торопа – не удивляйтесь – он живописи нигде не учился. Считает, что этот дар- также, как и имя Виссарион — получил свыше, по воле Отца Небесного. С августа 1991 года начались его поездки по городам и странам, большие открытые встречи с людьми на темы Духовности и Культуры. В 2001 году Учитель был избран академиком международной академии духовного единства народов мира. Его книги «Время поворота» и «Последняя надежда» очень важны сегодня для всего человечества.

А духовно- экологическое поселение вокруг священного озера Тиберкуль, по замыслу Виссариона, основавшего его, должно стать моделью новых отношений между людьми, ибо смысл духовности как раз и заключается в том, как мы друг к другу относимся.

       Строго говоря, поселения с названием Тиберкуль нет. Есть десятка три сёл и деревень Курагинского района в 120 – 130 км. от озера, где живут около 3,5 тысяч последователей Виссариона, для удобства называющих себя общиной. В 1992 году она получила юридический статус религиозной организации под названием «Церковь Последнего Завета». В настоящее время число землян, принявших учение Виссариона о единой вере для всего человечества, уже несколько десятков тысяч. В самой общине есть и бывшие мусульмане, и католики, и буддисты. Люди 30 национальностей – граждане бывших республик СССР и зарубежья — Германии, Болгарии, Бельгии, США — живут здесь, как братья, объединившись в большие единые семьи – не буквально, а для поддержки друг друга, для взаимопомощи, для совместного постижения законов духовного роста. Средний возраст поселенцев – 30 – 50 лет. Демографическая проблема этой группы сёл не коснулась. Здесь, по сравнению с остальной Россией, — девятикратный прирост населения. За время существования общины родилось 900 детей! Их любят, заботятся о них по-особому, пестуют и лелеют, как и семью в целом, должную, по мнению Учителя, нести в себе гармоническое начало.

Подавляющее большинство переселившихся сюда людей — представители интеллигенции, профессионалы в своём деле. В наиболее крупных и развитых сёлах — таких, как Петропавловка, Черемшанка, Курагино — развиты ремёсла.

      Центр общины – город на высоте 600м. над уровнем моря, строящийся на месте раскорчёванной тайги. Обитель Рассвета, Город Солнца, Земля Обетованная. Здесь, на 14 радиальных улицах, лишь обозначенных немногими домами и общественными постройками, живёт пока всего 300 человек. Условия очень суровые, но подвижки в будущее налицо: электроэнергия круглый год добывается через солнечные батареи, тепло в домах — от калориферов под полом. Почти у всех есть телевизоры и компьютеры. В центре города – круглая площадь и Символ Веры — небольшой скульптурный шедевр, вокруг которого проходят литургии, общие собрания. Гостей и паломников принимают у входа в город, в небольшом палаточном городке с общественной кухней. Все гости непременно работают на стройках города – кто день-два, кто – по несколько недель, постигая при этом особый уклад жизни общины. И обязательно поднимаются ещё на 300 м. – на Храмовую вершину и к Звоннице. Там ещё два скульптурно-архитектурных шедевра, выполненных из дерева – Алтарь Земли и Звонница на девять колоколов. Большой колокол (вес 600 кг.) звучит каждые два часа, и люди, чем бы они не были заняты, бросают свои дела, и в ладони, сложенные чашей, ловят это, считающееся благостным , идущим из Космоса, звучание.

Почти все жители Горы – люди творческие. Здесь есть гончарная, ювелирная, деревообрабатывающая и другие мастерские. Ежегодно в августе на большом острове напротив Петропавловки, посреди реки Казыр устраиваются праздники с непременным публичным обращением к местным жителям и гостям Учителя, с угощениями и выставками плодов труда поселенцев. На специально выстроенных эстрадах ( на нескольких сразу) идут концерты музыкальных ансамблей, хоров, балета, народных танцев. И всё это — на хорошем профессиональном уровне, ибо руководители творческих коллективов — настоящие артисты.

       А какие плоды с местных огородов здесь выставляют! Такие перцы, кабачки, огурцы и тыквы увидишь разве что в Краснодарском крае…

       Последователи тянутся на поляну с раннего утра, одетые на зависть любому

модельеру, но совершенно необычно. Идут с пением псалмов, сочинённых священниками Церкви Последнего Завета. Впечатление такое, что жизнь буквально всех членов общины подчинена творчеству. Учитель сумел их убедить, что именно в творчестве заключена настоящая радость жизни. «Когда люди в полной мере начнут заниматься творчеством, умение у них поднимется до больших вершин. Они будут смотреть, что чувствуют от такой работы, как она их наполняет. Человек получит то, в чём очень нуждался. Укрепятся его силы, его здоровье. Произведение искусства способно всё это направить, если правильно исполнено. Оно несёт часть человека».

       Вот о чём побудила меня рассказать выставка художников-сибиряков, которую некая Ирина назвала Эпохой возрождения в искусстве и в жизни. Кто знает, может быть, так оно и есть? Уж слишком мощный поток Света и Любви идёт к нам с юга Красноярского края,из города с названием Обитель Рассвета.

Духовный

Сергей Тороп, Игорь Гончаров, Николай Онищенко на выставке в Москве

Духовный

Духовный

«Ангел» И.Гончаров

Духовный

«Бегущая к солнцу» С.Тороп

Духовный

«Облако» Н.Онищенко

Духовный

«Бутон» С.Тороп

Духовный

«Рисунок на песке» И.Гончаров

Духовный

«Тишина» И.Гончаров

Духовный

«Солнечный вечер» Н.Онищенко

Духовный

«Ветка яблони» С.Тороп

Светлана СМОЛИЧ

Фото: Вадим Редькин


            

*