Руководители регионального минобразования намерены обнародовать свою позицию относительно реформы отраслевой оплаты труда учителей. На заседании «круглого стола» в Самарской губернской Думе педагоги Самары и Тольятти подвергли действия чиновников резкой критике.

Эксперимент по введению новой отраслевой оплаты труда стартовал в Самарской области в 2006 году. В результате зарплата педагогов выросла в два раза: в среднем с четырех до восьми тысяч рублей. Однако страсти вокруг новой методики не улеглись даже после того, как она сменила статус — с эксперимента на закон. Новая команда образовательного министерства признала, что бывшие коллеги нерационально платили зарплату. С ноября они начали работать над тем, чтобы поставить жалованье учителя в прямую зависимость от результатов, которые показывают его ученики.

Сегодня зарплата поделена на базовую и стимулирующую составляющие. Из второй части доплачивают за здоровьесберегающие технологии, классное руководство и так далее. Анализ показал, что стимулирующая часть таковой не является, она не ориентирована на конечный результат. Получается, что это просто доплаты за те виды работ, которые сделал учитель. Размер надбавки не зависит сегодня от качества этой работы.

Признав существующие огрехи, чиновники предложили новый вариант отраслевой оплаты труда. Выплата каждому педагогу будет состоять так же, как и сейчас, из базовой и стимулирующей частей. Но теперь в стимулирующую часть включат достижения учеников: не только результаты ЕГЭ и предметных олимпиад, но и показатели здоровья в классе, уровень воспитательной работы и так далее. А в базовой части отдельно будет начисляться копеечка заработу с родителями, заведование кабинетами и мастерскими, проверку домашних заданий и дополнительные занятия с учениками.

На бумаге проект выглядит логично. Однако новую схему с ходу подвергли критике самарские и тольяттинские учителя. Они не увидели в нейреального механизма повышения их зарплаты, которая сейчас ниже, чем у коллег из села.

— Мы в Тольятти подсчитали, что для нас теперь урок будет стоить дешевле на семнадцать процентов, кроме того, исключат повышающий коэффициент за сложность предмета, это еще минус примерно семьсот рублей, — заявила председатель совета директоров школ Автограда Любовь Беднова. — Предлагается также минимизировать фонд оплаты административно-хозяйственного персонала. В моей школе на семьсот учеников по санитарным нормативам, которые вообще-то никто не отменял, а министерство образования почему-то не принимает их во внимание, положено тридцать три ставки, а здание убирают всего четыре уборщицы. Так что больше минимизировать некуда.

Представители округов и директора сельских образовательных центров, которые подконтрольны Минобразования, более лояльно восприняли готовящееся нововведение.

— Коэффициент сложности предмета убирают правильно, педагоги относятся к нему негативно, потому что это дискриминация учителей-предметников. Труд вкладывается одинаковый, что в урок математики, что в урок музыки, а оплата разная, — заявила руководитель Западного образовательного округа Роза Непопалова. — При новой системе оплаты труда урок действительно дешевеет, но зарплата, на наш взгляд, все-таки вырастет за счет стимулирующей.части, которую совершенно правильно нагрузили только показателями качества, успешности детей.

Мнение сельских и городских учителей совпало в одном — сегодня один ученик стоит недопустимо мало, отсюда и все беды учительства.

Выслушав критику от тех, на кого направлена новая система оплаты труда, чиновники и депутаты обещали не перекраивать зарплату, пока не учтут все разумные предложения с мест. На их разработку педагогам дали десять дней.

Подробнее в «Российской газете» № 87 (4644) от 22.04.2008

*