Жизнь Георгия Вицина, с одной стороны, ясна и понятна. Популярный артист, способный рассмешить даже тех, кто смеяться не умеет, скромный человек. Но как быть, например, с датой рождения? Во всех справочниках и энциклопедиях — 23 апреля 1918 года. А на могиле на Ваганьковском кладбище -1917-й…

Коллеги вообще считали Вицина человеком без возраста. И действительно, в тридцать семь лет он правдоподобно изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». А свою любимую роль Миши Бальзаминова артист сыграл в 48 лет, хотя герою не больше двадцати. И ведь никаких компьютерных эффектов тогда не существовало. Маменька Бальзаминова — актриса Людмила Шагалова — в реальной жизни была на пять лет моложе «сына».

Этот случай не единственный. Будучи тридцатишестилетним, Вицин воплотил симпатичного восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». Предположу, что главным «компьютерным эффектом» были глаза Георгия Михайловича. Первой, еще до всех кинорежиссеров, на особый свет этих глаз обратила внимание его будущая супруга Тамара Федоровна, когда пришла устраиваться в Театр имени Ермоловой. Она увидела фотографию в фойе и, влюбившись с первого взгляда, год ждала, пока артист Вицин обратит на нее внимание…

Всенародная слава не была Георгию Михайловичу в радость. Скорее, она его смущала. Когда благодарные зрители слишком уж стремились выразить свое восхищение, актер назывался братом «того Вицина». Люди понятливые, оценив шутку, отвечали в духе Михаила Зощенко: мол, имея такого замечательного брата, и сами заслуживаете пройти без очереди…

Во времена дефицита Георгий Михайлович не превратил свою популярность в инструмент для добывания разных благ. Жить, считал, надо скромно, не выпячиваясь. С возрастом скромность стала вынужденной, а щедрость осталась естественной. Получая обычную пенсию, Вицин многим помогал. Бездомным выносил продукты. Подкармливал бродячих собак. Кошек пристраивал в зоомагазин — и обязательно с пакетом молока в придачу. По вечерам со своего балкона на Арбате смотрел на звезды, медитировал. И говорил: «Нормальную жизненную позицию человека я вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развить. По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания, это уже сверх нормы для пожилого человека!».

В киносреде ходили легенды о его пристрастии к занятиям йогой. Еще он увлекался живописью и портретной скульптурой. Дочь Наталью направил по художественной линии. Гордился, что она создавала киноплакаты к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Ирония судьбы, или С легким паром!», ко многим зарубежным картинам.

Вицин снимался много, и нечасто роли соответствовали его внутреннему миру. Но был мир, куда он уходил «на заработки» с чистой душой. Это озвучивание мультипликационных фильмов. «Паровозик из Ромашкова», «Рики-Тики Тави», «Приключения Буратино», «Кошкин дом», «Про бегемота, который боялся прививок», «Сказка о Золотом петушке», «Конек-горбунок», сериал про домовенка Кузю, «Следствие ведут колобки» и, конечно, «Фильм, фильм, фильм»…

В нем не было ни грана хамства. Он мог своим сотоварищам сказать: «Не то вы едите». — «А что же есть, Гоша?» — «Орешки, — отвечает. — Вот я съем несколько орешков, и не только сыт, но и здоров буду». Кое-кто подхихикивал, а кто-то тоже брал на вооружение. Орехами этими он щедро делился и с птичьим миром. Выходил — на гастролях, дома — выносил пропитание воронам, воробьям, голубям, сорокам. Его часто заставали где-нибудь на бульваре — одного, с сумкой, полной корма. Он жил в том мире, который был ему необходим. Он любил природу, ее остатки в городе, любил одиночество: видимо, там он сохранял и копил ферменты добра…

Известия

***