Подружки, друзья, громкая музыка и поздние возвращения домой — самые распространенные причины ссор родителей с детьми-подростками. Нужно ли избегать подобных стычек или лучше стремиться к ним? Исследователи из Кембриджского университета утверждают: споры матерей и дочерей-подростков — свидетельство здоровых отношений в семье.

Жаркие баталии и ядовитое молчание семейных столкновений — через это рано или поздно проходят практически все, будь то в роли обиженного ребенка, бунтующего юнца или тревожащегося родителя. Многие идут на невероятные ухищрения, чтобы избегать таких конфликтов. Однако исследователи из Кембриджского университета утверждают: споры матерей и дочерей-подростков — свидетельство здоровых отношений в семье.

С ними соглашаются и многие другие психологи, по словам которых непослушные парни тоже должны проходить через словесные битвы со своими «стариками». А сожалеть, добавляют специалисты, можно скорее о тех бесстрастных семьях, в которых таких стычек никогда не происходит.

На протяжении последних трех лет Терри Аптер, доктор социальной психологии из Кембриджа, побеседовала с 23 парами «мать-дочь», которые рассказали ей о 120 своих ссорах. Эти пары она выбрала потому, что матери и дочери ругаются чаще, чем другие члены семей, — в среднем раз в каждые 2,5 дня. Продолжительность каждого из таких столкновений — 15 минут.

Обычно считается, что парни переходного возраста очень мрачны и агрессивны, но они вступают в конфликты с родителями лишь раз в четыре дня, и каждый такой бой длится не больше шести минут.

Несмотря на всю взрывоопасность отношений матерей и дочерей, доктор Аптер пришла к выводу, что именно эти отношения наиболее сильны и ценны, и частые ссоры приводят к большему взаимопониманию. «Девушки-подростки часто спорят с матерями и таким образом выкладывают перед ними информацию о своих интересах, способностях и взглядах на будущее, — говорит она. — И матери, и дочери продемонстрировали, что высоко ценят эти близкие отношения и постоянно пытаются сблизиться, даже во время стычек».

Каплей, которая переполняет чашу терпения близких родственников, может быть все что угодно — от домашней работы и «комендантского часа» до манеры матери одеваться или кусать яблоко, говорит доктор Аптер.

По ее словам, раньше исследователи частенько принимали это положение в качестве негативного и, соответственно, полагали, что с ним нужно бороться. Ее же интерес к проблеме возник, в частности, благодаря двум ее дочерям, которые становятся типично спорными подростками.

«Я не могла поверить, что любовь, которая лежит в основе наших отношений, может попросту раствориться в период полового созревания, — говорит она. — У моих дочерей это происходило так: можно остаться ночевать не дома? Могу я туда пойти? Почему я должна уходить раньше, чем остальные? И еще они думали, что я ничего не знаю, они просто ненавидели это мое беспокойство…»

Терри Аптер полагает, что ссоры — это часть нормальных, постоянно меняющихся отношений, которая дает дочерям возможность продемонстрировать, что они уже не маленькие девочки, что они превращаются в женщин.

И хотя к этому выводу она изначально пришла на основе собственного опыта, она считает, что уроки понимания могут пригодиться всем родителям и подрастающим детям.

Она говорит, что один из лучших аргументов в пользу ее теории — популярный документальный телесериал «Осборны». Шарон, жена рокера Оззи Осборна, и их дочь Келли регулярно устраивают жестокие стычки, но почти так же часто целуют друг друга. И, добавляет психолог, имеют очень прочные отношения.

Чтобы найти другие примеры противоречивых отношений родителей и детей, ходить далеко не надо. Семейство восходящей звезды британской эстрады Шарлотты Черч захлопнуло перед ней двери, когда Шарлотта стала встречаться с рэп-диджеем Стивеном Джонсоном и носить футболку с надписью «Моя Барби — отпетая шлюха».

Скрипачка Ванесса Мэй взяла свою мать на работу в качестве менеджера. А потом уволила — за то, что она оказалась «слишком вздорной».

Одна из стычек Софи Даль с ее матерью Тессой закончилась рыданиями Софи на улице. Именно тогда ее подметил агент одной из модельных контор. Премьер-министр Тони Блэр наверняка имел серьезный разговор с сыном Юэном, когда последний в 16-летнем возрасте был арестован в центре Лондона в состоянии тяжелого алкогольного опьянения.

Ссоры между родителями и детьми-подростками обоих полов — это неотъемлемая часть семейной жизни, считает психолог и исполнительный директор британской благотворительной организации ChildLine Кэрол Истон. И добавляет: они, конечно, неприятны, но обычно не представляют собой повода для беспокойства.

«Если ребенок никогда не спорит с родителями и всегда соглашается с ними, он вырастет ужасно неконфликтным, — говорит она. — Но это значит, что он постоянно будет находиться в состоянии стресса».

Кэрол Истон предупреждает: ссоры становятся опасными, когда ребенок любого возраста начинает чувствовать, что его никто не слушает, что его точку зрения просто игнорируют.

MedLinks.Ru

*