Во Франции разразилась кроличья напасть. Она не только опустошает поля, но и ведет к ухудшению отношений между различными социальным группами: фермеры, охотники и землевладельцы винят друг друга в том, что численность популяции кроликов вышла из-под контроля, и массово подают в суд.

Фото с сайта Times Online

Ущерб, крупнейший за последние 30 лет, нарастает, негодование усиливается. Фермерам, которые культивируют зерновые, советуют подавать в суд на соседей, позволяющих кроликам размножаться. По результатам одного спорного процесса, который прошел в апреле, охотника обязали возместить двум фермерам ущерб в размере 1439 евро (1134 фунта). Суд постановил, что на своих угодьях он застрелил слишком мало кроликов.

Такими историями полнится франкоязычный интернет. На одном из сайтов свои переживания излил владелец парового поля на севере Франции: хозяева соседней фермы потребовали с него 3 тыс. евро в качестве компенсации за потерю 2 тыс. растений салата-латука, 1,5 тонн (3,3 тыс. фунтов) свеклы и 800 кг (1760 фунтов) моркови. «С субботы я пребываю в унынии», – пишет он.

По французским законам землевладельцы несут гражданскую ответственность за «чрезмерное размножение» кроликов на своей территории. Это вызывает крайнюю озабоченность жителей северо-восточной Франции, где популяция кролика европейского дикого (Oryctolagus cuniculus) в последние два года растет взрывными темпами. Животные опустошают тысячи акров пашни: в день на каждый кролик съедает до 500 граммов растительной массы.

Оливье Жир, лидер объединения фермеров департамента Эна, говорит: «За это время ущерб вырос в два раза. А для фермера на каждый акр приходится от 80 до 1000 евро убытка».

Одна из причин этого демографического взрыва состоит в росте сопротивляемости вирусу миксоматоза, который был завезен во Францию в 1952 году. Второе объяснение – стоявшая прошлым летом погода: дождей было достаточно для того, чтобы обеспечить изобилие пищи для кроликов в сезон спаривания, но не так много, чтобы детеныши утонули. Но основная причина, по словам фермеров, заключается во все более небрежном отношении к организации землепользования. Они возлагают на власть ответственность за то, что кроликам позволили размножаться по берегам рек, на обочинах дорог и вдоль железнодорожных путей, поскольку были отменены существовавшие долгое время меры по регулированию популяции.

Так, например, хозяева фермерских хозяйств по берегам Северного канала ведут ожесточенную судебную тяжбу с Voies Navigables de France: это судоходное ведомство не смогло защитить от кроликов их рапсовые посадки. Фермер Юбер Дебэн говорит: «По берегам растут высокие кусты ежевики, и эти заросли не вырезаются уже много лет».

Частные землевладельцы, по словам Жирэра, не лучше: «Многие из них на сегодняшний день вообще не занимаются кроликами. Когда сосед-фермер требует компенсацию, они обращаются в свою страховую кампанию. Та обычно выплачивает деньги год или два, но когда то же самое повторяется и на третий год, отказывает. Тогда дело зачастую доходит до суда».

Многие частные леса и угодья во Франции используются для охоты. Но современные охотники, по словам Жирэра, не интересуются кроликами, которых раньше тушили в красном вине с прованскими травами. «Сегодня они предпочитают играть по-крупному, – говорит он. – Нужно убедить их стать чуть-чуть более рачительными».

InoPressa.ru

***