В субботу из космической командировки на Землю вернулся экипаж 16-й экспедиции МКС. Однако их возвращение оказалось непростым: спускаемый аппарат «Союз ТМА-11», в котором находились россиянин Юрий Маленченко, американка Пеги Уитсон и первая южнокорейская космонавтка Ли Со Ен, приземлился в нерасчетном районе, отклонившись от запланированной точки на 420 км.

Это произошло из-за того, что спускаемый космический аппарат сошел с орбиты по баллистической траектории, что помимо выхода из предположительного графика возвращения чревато и максимально возможными для экипажа перегрузками. Однако в «Роскосмосе» заявляют, что спуск «прошел в штатном режиме, и ничего особенного не произошло». «Самое главное, что экипаж жив и здоров. Приземление прошло штатно, но по резервному варианту. Спуск был по баллистической траектории. Конкретные причины будут известны после того, как спускаемый аппарат доставят в РКК «Энергия», — цитирует РИА Новости слова главы космического агентства Анатолия Перминова.

При этом до самого приземления спускаемого аппарата в российском ЦУПе не знали, что спуск происходит по баллистической траектории. Как рассказал Анатолий Перминов, самолет поисково-спасательной службы, который вел «Союз ТМА-11», слишком поздно сообщил, что тот отклонился от запланированного курса. Однако сообщить об изменившийся траектории прежде всего должны были сами космонавты, которые по непонятным причинам этого не сделали. «Экипаж, когда был в спускаемом аппарате, во время сеанса связи с оперативной группой не дал информацию о баллистическом спуске», — сказал Анатолий Перминов. В ЦУПе «Времени новостей» также подтвердили, что «заминка» произошла из-за того, что космонавты вовремя не передали на Землю информацию об отклонении от курса. «Почему-то не было доклада космонавтов об этом. На определенной высоте спускаемый аппарат проходит через ионизированное облако, которое могло не пропустить сигнал», — сказал собеседник нашей газеты.

Из-за того, что спуск происходил по баллистической траектории, т.е. без вмешательства автоматики, которая ориентирует спускаемый аппарат, «Союз ТМА-11», в котором возвращались космонавты, не только отклонился от заданной точки приземления на 420 километров, но и «опоздал» относительно расчетного времени. Однако поисковая операция, в которой были задействованы 12 вертолетов, три самолета и шесть эвакуационно-спасательных машин «Росаэронавигации», длилась недолго: спускаемый аппарат быстро обнаружили и троих космонавтов сразу же доставили на Байконур, где их тщательно обследовали медики, которые никаких серьезных травм у космонавтов не нашли.

Как рассказали в ЦУПе, при спуске по баллистической траектории космонавты испытывают значительные перегрузки. Если при обычном снижении они равны примерно четырем единицам, то при баллистическом в два раза больше — восемь-девять. «С ними все в порядке, все молодые, здоровые, тем более они проходят специальную подготовку», — сказал «Времени новостей» пресс-секретарь «Роскосмоса» Александр Воробьев. Г-н Воробьев, как и его начальник г-н Перминов, также уверяет, что ничего страшного с космонавтами не произошло: баллистический спуск считается штатным, но «просто менее желательным» для приземления вариантом. Однако специальной комиссии все равно предстоит узнать, что же все-таки привело к «менее желательному» варианту. «Создана специальная комиссия, которая займется проработкой этого вопроса и выяснит, в чем была проблема», — пояснил Александр Воробьев.

В истории работы на МКС спускаемые аппараты возвращались на Землю по баллистической траектории только два раза. В октябре прошлого года «жестким приземлением» закончился спуск 15-го экипажа космической станции. Тогда «Союз ТМА-10», в котором находились россияне Федор Юрчихин, Олег Котов и первый малайзийский космонавт, шейх Музафар Шукор, отклонился от запланированной точки приземления на 70 километров, о чем космонавтам вовремя не удалось предупредить ЦУП — испытывая колоссальные перегрузки, они берегли воздух, поэтому не открывали рты. Специальная комиссия, занимавшаяся расследованием «штатного варианта посадки», тогда довольно быстро выяснила причину смены траектории: был поврежден кабель, соединявший пульт управления спуском с аппаратурой «Союза», что уже свидетельствует о нештатной ситуации.

Подробнее: Время новостей

***