Сборочно-кузовное производство АВТОВАЗа: выйти на европейский уровень
«»Первый вице-президент Группы «»АВТОВАЗ»» Ян Венсан, посетив производство LADA KALINA, отметил, что технологии сварки, окраски и сборки не уступают европейским. Однако он все же сделал несколько замечаний, которые мы уже отрабатываем»», — так рассказал о маленьком, но важном эпизоде своей работы директор сборочно-кузовного производства АВТОВАЗа Валентин Шендяпин. О тех гигантских усилиях, которые затрачены и еще будут проделаны для того, чтобы вазовские цеха можно было без натяжки сравнить с иностранными заводами, так просто не расскажешь. Но некоторыми подробностями директор СКП поделился.
— Валентин Григорьевич, какое новое оборудование СКП ввело в эксплуатацию в 2007 году?
— В последнее время основные работы по запуску оборудования и модернизации существующих технологий связаны с постановкой на производство семейств LADA KALINA и LADA PRIORA. В 2007 году было введено в эксплуатацию 172 единицы оборудования для реализации проекта LADA KALINA. В том числе это автоматические линии сварки, камеры антикоррозийной обработки и три подвесных конвейера для транспортировки бамперов, бензобаков и сидений в цех сборки. Отмечу, что понятие ввода в эксплуатацию включает и вывод уже действующих технологий на проектную мощность.
В рамках проекта LADA PRIORA в 2007 году введено в эксплуатацию 185 единиц оборудования. К примеру, это автоматические линии сварки боковин кузова, капота, крышки багажника. С целью установки новых опций и повышения пассивной безопасности автомобиля LADA PRIORA была модернизирована автоматическая линия сварки передка кузова. Появились на третьей нитке главного конвейера и новые гайковерты, которые гарантируют необходимый момент затяжки крепежа передней подвески и колес. Для диагностики антиблокировочной системы тормозов, которая сегодня применяется на LADA PRIORA, модернизированы роликовые динамические стенды.
— Планируется вводить в эксплуатацию новое оборудование в 2008 году?
— Конечно. Для проектов LADA KALINA и LADA PRIORA будет введено соответственно 367 и 185 единиц нового и модернизированного оборудования. В частности, планируется модернизировать сварочные линии для выпуска кузова универсала LADA PRIORA. На главном конвейере и в цехе испытаний будут внедрены переносная и стационарная установки для заправки фреоном климатических систем LADA PRIORA. Планируется также ввести в строй новую систему тестирования электрооборудования автомобилей.
С начала года в сборочно-кузовном производстве уже сдано несколько единиц оборудования, в том числе две установки регулировки света фар и схождения колес на линии сборки LADA PRIORA. Также для выпуска этой модели сдано три комплекса по заправке автомобиля технологическими жидкостями. Эти установки автоматически контролируют герметичность систем и только потом закачивают жидкости.
— Появились ли в СКП новые информационные технологии?
— К настоящему моменту закончена автоматизация складов сборочно-кузовного производства. Это позволило улучшить работу основных и вспомогательных производств. Постепенно начинаем внедрять новое программное обеспечение и на складах административно-хозяйственного бюро и спецодежды.
В нынешнем году тоже планируется внедрить новые информационные системы. Предстоит выстроить внутреннюю логистику сварки кузовов для второй очереди производства LADA KALINA. В связи с ростом выпуска хэтчбека LADA PRIORA необходимо внедрить систему управления сваркой кузовов. Примерно такую же систему планируется внедрить для универсала LADA KALINA.
Для того, чтобы исключить недостачи при поступлении материалов и комплектующих в производство, автоматизировать расчет количества деталей и снизить трудоемкость приемки автокомпонентов, в 2008 году планируется модернизировать систему электронно-весовых комплексов.
Также мы продолжаем разработку информационных систем для повышения качества автомобилей. Планируется внедрение переносных радиотерминалов для контроля за качеством сборки LADA KALINA и моделей главного конвейера. Разрабатывается и готовится к внедрению система «»Электронное досье автомобиля»». Это позволит более эффективно контролировать качество сборки. Данные по каждому автомобилю будут храниться в заводском архиве. Кстати, работа по созданию электронных досье и усиление контроля за качеством автомобиля пригодится при реализации совместного проекта Госавтоинспекции и АВТОВАЗа. Как известно, наше предприятие станет одним из участников эксперимента по выдаче трехгодичных талонов гостехосмотра по результатам проверки автомобиля на автозаводе.
— Какая работа по совершенствованию форм оплаты труда была проведена в 2007 году?
— Мы завершили формирование новой системы оплаты труда в производстве LADA KALINA. Эта методика позволила упростить схему начисления зарплаты, увеличить премиальную часть за качественное выполнение производственных заданий. Также повышена индивидуальная ответственность при бригадной организации труда. Мастера получили новые возможности по премированию рабочих. Нам удалось сбалансировать уровень зарплаты между бригадами, чтобы соблюдался принцип «»за равный труд — равная оплата»». В результате мы получили систему, мотивирующую работника на качественный труд и повышение собственной квалификации. На формирование новой системы потрачены дополнительные 20 миллионов рублей, но эти средства мы изыскали благодаря сокращению непроизводительных затрат.
Впоследствии мы планируем внедрить новую систему оплаты труда и в других подразделениях сборочно-кузовного производства.
— Какая работа по снижению издержек была проведена в СКП в 2008 году? Каковы результаты этой работы?
— В прошлом году мы продолжили совершенствовать складское хозяйство, внедрять систему поставки автокомпонентов «»точно в срок»». Повышаем точность учета комплектующих, в том числе за счет улучшения работы уже упомянутых весовых комплексов. В результате этих и других работ в 2007 году в сборочно-кузовном производстве потери снижены по сравнению с 2006 годом на 50%.
— Какую работу по снижению издержек планируется провести в СКП в 2008 году?
— Мы планируем вести дальнейшую автоматизацию складов, и совершенствование логистики поставок и внутрикорпусных перевозок. В работу по снижению потерь вовлекается все сотрудники СКП. С работниками заключаются договора «»О коллективной материальной ответственности»», и теперь каждый становится заинтересован в том, чтобы соблюдалась сохранность комплектующих изделий. Параллельно с ростом ответственности персонала ведется работа по повышению квалификации сотрудников, прежде всего тех, кто занят учетом материалов и комплектующих.
— Какие мероприятия проведены в СКП в связи с Днем первого автомобиля?
— В День первого автомобиля мы по традиции поздравили наших ветеранов, премировали лучших сотрудников. В честь праздника награждены сто лучших работников АВТОВАЗа, и представители СКП по праву заняли свои места в этом списке. Проведено множество мероприятий, в том числе знаменитый забег вдоль главного конвейера — «»Вазовская верста»». Легкоатлеты соревновались на дистанции 1433 метра — именно столько тянется каждая нитка главного конвейера.
А следующим большим праздником для СКП станет сход с конвейера 25-миллионного товарного автомобиля LADA. Это событие состоится в июне.
*