Во вторник в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в 14-й раз вручали национальную театральную премию «Золотая маска». Ведущие церемонию актеры изображали булгаковскую инфернальную компанию – Коровьев, Воланд, Бегемот. И в результате давняя уверенность, что от черной свиты добра не жди, вполне оправдалась…

Церемонию вручения премии можно с полным правом назвать неудачной.

По количеству накладок вторничный вечер может войти в Книгу рекордов Гиннесса. Не вовремя включался и выключался объявляющий голос, висла картинка на экране, где изображался конверт с именами лауреатов. Репризы троих ведущих были на удивление неудачны и часто бестактны (скажем, почему-то они сочли уместным процитировать самые резкие критические пассажи прессы в адрес так ничего и не получивших номинантов). Подавляющее большинство лауреатов отсутствовали, а их представителей мало кто мог опознать. «Мужчина, представьтесь!» – наконец простонал один из доведенных до отчаяния вручающих. Вручающим оказался Герман Греф, а «мужчиной» – руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский. Апофеозом неразберихи стала ситуация, когда на сцену за наградой поднялись сразу два художника по свету, так как объявляющая победителя Илзе Лиепа оговорилась с фамилией лауреата. Дамир Исмагилов и Глеб Фильштинский сумели обыграть идиотскую накладку, и с этой минуты стало окончательно понятно, что спасение церемонии – дело рук самих лауреатов, которые своим юмором и артистизмом вытаскивали со дна «тонущее» действо.

Решения драматического жюри порадовали «элегантностью расфасовки». Удачным было распределение спецпризов (постепенно спецприз становится чуть ли не главным). Валерий Фокин получил «Золотую маску» «за возрождение Александринского театра» (пожалуй, за всю историю фестиваля более весомой награды припомнить сложно). Жюри отметило также весь женский состав спектакля Евгения Каменьковича «Самое важное».

Если лучшим актером в очередной раз назван Константин Райкин (и действительно, Райкин – один из тех, на ком русский театр держится), то женская номинация была впервые за долгое время на удивление сильной. Понятно затруднение судейской коллегии: практически все актрисы достойны «Золотой маски», да и как сравнивать, скажем, теплую акварель Ирины Пеговой и вермееровские краски Татьяны Шестаковой? Старое дурацкое убеждение – если спектакль получает «Маску», то занятые в нем актеры остаются без наград – давно и справедливо всеми обругано, но продолжает действовать. В этом году особенно обидно, что не была отмечена актерская работа из «категории чуда» – Татьяна Шестакова, сыгравшая Анну Штрум в «Жизни и судьбе». Пропуская роли-явления, мы становимся беднее.

Подробнее: Новые Известия

***