Немой протест против китайских товаров
(Франкфуртер Рундшау) Американская журналистка решила выяснить, возможна ли жизнь без товаров made in China. Насколько широк ассортимент продукции и может ли ее семья позволить себе отказаться от дешевых китайских вещей? Результаты эксперимента ее впечатлили.
(dpa)
Когда Сара Бонджорни решила избавиться от всего китайского, она села перед двумя грудами рождественских подарков. Одна состояла из продукции, произведенной в Китае, другая – из подарков, не имевших никакого отношения к Поднебесной. 25 наименований против 14, подсчитала Бонджорни. DVD-проигрыватель также made in China, впрочем, как и кукла для дочки Софии
Многочасовые поиски
После подсчета она была в шоке – на такой результат она не рассчитывала. Будучи журналисткой, специализирующейся на статьях по экономике, она знала, что американские компании предпочитают переносить свое производство в Азию, в результате чего американцы теряют работу; ей было также известно, что экспортные квоты Китая уже несколько лет растут, но то, что эта тенденция так явно отразится на ее собственном быте, она не ожидала. Поэтому Бонджорни решилась на эксперимент: она решила, что ее семья в течение года будет жить без товаров, произведенных в Китае.
Ее эксперимент начался 1 января 2005 года, и она написала о нем книгу: «Один год без made in China». Американская журналистка хотела узнать, возможна ли жизнь без достижений китайской промышленности. Насколько широк ассортимент предлагаемой продукции и может ли ее семья позволить себе отказаться от дешевых китайских товаров? Она, конечно, слышала о подобных акциях действующих по всему миру компаний, поскольку производимая в Китае продукция нарушает стандарты в области безопасности и здоровья.
В ходе эксперимента она придерживалась следующих правил: все вещи китайского производства, которые уже находились у нее дома, могли и дальше использоваться по назначению. Новые товары из Китая попадали под запрет. Вскоре госпожа Бонджорни заметила, что поход за покупками стал вызывать больше трудностей. Ни в какой другой стране мира не производилось большего числа телевизоров, DVD-плееров, сотовых телефонов, обуви, одежды, лампочек и спортивных товаров. И в США объемы промышленного производства сокращаются, товары, как правило, только разрабатываются в США. Таким образом тысячи рабочих на так называемой фабрике iPod-City собирают для Apple популярные музыкальные плееры. И дизайнер Ralph Lauren частично делает свои модные коллекции руками китайских рабочих. Почти 100% продаваемых в США кукол и плюшевых игрушек привозится из Китая, как и 95% всех видеоигр и праздничных украшений.
На протяжении многих часов члены семьи Бонджорни занимались поиском магазинов, чтобы иметь возможность покупать детям игрушки, произведенные не в Китае. Нередко ее сын Вес, которому было тогда 4 года, не мог понять, почему он не может иметь тех вещей, с которыми играют другие дети. «Некоторые продавцы решали, что мы спятили», – вспоминает Сара Бонджорни. Вместо того, чтобы смотреть на цену, они обращали внимание в первую очередь на страну-производителя. Для таких бытовых предметов, как болты и батарейки, похоже, было невозможно найти альтернативу. И только после многодневных поисков она и ее муж Кевин нашли мексиканские товары. Однажды ее мужу удалось незаметно протащить в дом «запрещенную» кисточку, он был уже сыт всеми этими поисками. Другие покупки семье Бонджорни пришлось отложить до января 2006 года. Саре Бонджорни был срочно необходим новый компьютер, но купить его без комплектующих из Китая оказалось невозможным.
Исключение: калькулятор
А что же с затратами? Кроссовки для сына оказались дорогими, рассказывает Бонджорни в своей книге. Она выбрала итальянскую марку, но в общем и целом дефицита в семейном бюджете в конце года не обнаружилось. Бонджорни аргументирует это тем, что они тратили меньше денег на всякую мелочевку и ограничивались действительно необходимыми вещами. И тем не менее Сара Бонджорни была рада, когда через год эксперимент подошел к концу. По ее словам, он потребовал от них очень много сил.
Для передачи на телеканале WDR под названием «Рынок» семья Касперсов из немецкого города Дормагена попыталась повторить эксперимент Бонджорни начиная с февраля 2008 года – сократив его до месяца, но с более жесткими правилами: под запретом оказались и уже приобретенные Касперсами китайские товары. Телефон был выключен, а старая модель на батареях снова подключена. Кухонное радио было заменено на доисторический аппарат с рычажным переключателем, который пылился в подвале.
И только одну вещь они не смогли ничем заменить: калькулятор сына Максимилиана. 16-летний школьник не смог бы тогда присутствовать на уроках математики. По всей видимости, калькуляторы производятся только в Китае, как показали походы в многочисленные магазины электроники. «Нас действительно поразил тот факт, насколько скуден выбор при всем богатстве предложения», – говорит Марита Касперс. Если бы Касперсам и удалось найти альтернативу, она несомненно была бы намного дороже.
Но даже если на продукции указана в качестве страны-производителя Германия, она, по словам Кристиана Фрончака из Федерального союза по защите прав потребителей, не всегда полностью произведена в Германии. Если импортированный из Китая товар проходит дальнейшую обработку в Германии, на упаковке ставится Германия как страна-производитель. «Обязательств по указанию других стран на упаковке товаров не существует, а поскольку у них нет загранпаспорта, многое так и остается тайной», – говорит он. Тем более важным в глобализированном мире становится определение стандартов и контроль за их исполнением. «У потребителя есть законное право узнать и о «сокрытых ценностях» товара», – считает Фрончак.
Соня Польманн
***