«Самый русский композитор» С.В. Рахманинов в Самарской областной библиотеке
К 135-летию со дня рождения великого русского композитора и пианиста, «вдохновенного поэта звуков» Сергея Васильевича Рахманинова отдел искусств Самарской областной универсальной научной библиотеки подготовил литературно-музыкальную выставку «Патриот в добровольном изгнании».
Книг на выставке немного, но все они обладают уникальностью и не продаются в магазине даже у букинистов, потому что то немногое, что выходило за последнее время, не переиздается, а то, что вышло более полувека назад, стало библиографической редкостью.
На выставке представлен научно-исследовательский сборник «Письма» 1955 года издания. В сборник вошли письма Рахманинова, охватывающие период от семнадцатилетнего возраста и до последних дней его жизни (1890 — 1943). Отсутствуют письма лишь 1918 — 1921, 1931, 1932, и 1940 годов. Данное собрание писем представляет обширный материал для глубокого и всестороннего изучения жизненного и творческого пути Рахманинова. Письма приводятся со сведениями об адресате. Книга обладает богатым библиографическим аппаратом, который существенно облегчает поиск нужной информации.
Сборник «Литературное наследие» в трех томах 1980 года издания. Письма, воспоминания, интервью, снабженные вступительной статьей и комментариями редактора-составителя З. А. Апетян, составили основу данного издания. Помимо указателя имен и произведений С.В. Рахманинова, в книгу вошли справочные материалы по концертным сезонам С. В. Рахманинова (1909 — 1943 гг.) и перечень грамзаписей С. В. Рахманинова.
«Сергей Рахманинов: воспоминания, записанные О. фон Риземаном» (1992 г.). Впервые книга была издана в Лондоне в 1934 году. Известный музыкант О. фон Риземан, многие годы живший в России, был близко знаком с Рахманиновым, который согласился рассказать ему о себе для задуманной Риземаном биографии — так появилась книга воспоминаний знаменитого музыкального гения.
«Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин». Автор этой книги — не профессиональный музыкант, не музыковед, но страстный любитель музыки и большой ее знаток — Борис Никитин. Книга успешно заполнила пробелы в отечественной литературе, посвященной этим великим россиянам.
«Автографы С. В. Рахманинова: в фондах государственного центрального музея имени М. И. Глинки» (1980 г.). Справочник включает сведения о музыкальных рукописях, авторских корректурах, письмах, документах, а также о дарственных надписях С. В. Рахманинова на печатных нотах, книгах и фотографиях, адресованных им русским и зарубежным музыкальным деятелям. В каталог-справочник включены авторизованные копии и микрофильмы автографов, хранящихся в библиотеке Конгресса США.
Монография Ольги Ивановны Соколовой 1984 года издания «Сергей Васильевич Рахманинов» яркое, интересное исследование о жизни, творчестве, исполнительской деятельности Рахманинова.
На выставке представлен также большеформатный альбом-биография «С. В. Рахманинов». Издание 1988 года в отличном состоянии.
Здесь же представлены ноты, пластинки с музыкальными произведениями С. В. Рахманинова — самого «русского композитора» и пианиста.
«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка». С.В. Рахманинов.
История рода Рахманиновых уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным.
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г.
Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории, где был учеником Н.С.Зверева и А.И. Зилоти по фортепиано, С.И.Танеева и А.С.Аренского по композиции. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта; Рахманинов же стал горячим приверженцем Чайковского. В возрасте 19 лет он окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции) и отправился в большое концертное турне по России как пианист-солист и аккомпаниатор. К тому времени появилась его первая опера — Алеко, Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для виолончели и для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая принесла композитору всемирную славу. В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова (в течение одного сезона).
Хотя Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер, его Первая симфония и Первый концерт на премьерах прошли неудачно, что послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из болезненного состояния. В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт. Его успешная премьера отчасти восстановила веру музыканта в свои силы, и он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 покинул Россию. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан как один из величайших пианистов своей эпохи и крупнейший дирижер. Умер Рахманинов в Беверли-хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.
Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3 симфонии и Симфонические танцы; 24 прелюдии и 15 этюдов-картин для фортепиано; поэма Колокола для солистов, хора и оркестра (по Эдгару По); симфоническая поэма Остров мертвых (по картине Бёклина); хоровые Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение на канонические церковнославянские тексты; множество романсов.
*