Все большее число регионов сталкивается с бурным ростом цен на хлеб и другие социально значимые продукты питания.

Все большее число регионов сталкивается с бурным ростом цен на хлеб и другие социально значимые продукты питания, несмотря на то что мораторий на их подорожание завершится только через три недели. В таких условиях предлагают для защиты малоимущих ввести талоны на приобретение ограниченного набора продуктов питания по фиксированным ценам.

Власти Сахалинской области рассматривают возможность введения талонов на хлеб для социально не защищенных слоев населения. Сахалинский губернатор Александр Хорошавин в минувшую пятницу признал, что это станет практически неизбежным, если областная администрация не найдет других способов поддержки местных производителей хлеба.

По словам губернатора, в 2007 году цены в хлебных магазинах поднялись на треть, цена белого хлеба достигла 32 руб. С начала 2008 года рост цен на хлеб продолжился, а после того, как 1 мая официально завершится мораторий на повышение цен, почти наверняка произойдет резкий скачок стоимости практически всех продуктов питания. В этой связи Хорошавин констатировал, что ему не остается ничего другого, как «думать о введении талонов на хлеб для малообеспеченных слоев населения».

Новаторским предложение сахалинского губернатора никак не назовешь. В июле прошлого года власти Санкт-Петербурга, озабоченные предстоящим подорожанием хлеба, доказывали целесообразность такого шага. «В Петербурге возможно введение карточек. Или, может быть, продуктовых талонов», – заявлял тогда первый зампред городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков.

Идея введения талонной системы для пенсионеров и бюджетников не чужда и федеральному Центру. В феврале, в ходе поездки в Мордовию, глава Минсельхоза Алексей Гордеев сообщил, что правительство готовит стратегию защиты малообеспеченных граждан от роста цен на продовольствие. Министр высказался за то, чтобы предоставлять нуждающимся возможность купить набор продуктов по ценам, контролируемым государством. В качестве примера успешности работы такой системы Гордеев привел США, где аналогичные талоны получают около 20 млн. человек.

«Талоны – это ужасно, что власти об этом опять заговорили. Ужасен сам факт. Люди ведь думали, что талоны и карточки остались в кошмарном прошлом. Власть попадает в замкнутый круг», – прокомментировал вчера «НГ» сообщения с Сахалина директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, принятие такого решения станет мощнейшим толчком для инфляционных ожиданий в обществе, превратившись в дополнительный импульс роста цен на потребительском рынке.

В свою очередь, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин обращает внимание на чрезвычайный по своей сути характер мер, к которым готова прибегнуть власть для защиты малоимущих слоев населения. «Если уж губернаторы начинают действовать таким образом, говоря о талонах, о продлении заморозки цен на продукты питания, то это значит, что они чувствуют, насколько напряженная сложилась ситуация. Пора приучить себя к мысли, что все это – крайние меры, принятие которых означает, что уже упущены другие, долгосрочные и менее болезненные для экономики», – подчеркнул Ясин.

Эксперты крайне отрицательно оценивают итоги действия моратория на повышение цен на социально значимые продукты питания, заключенного в конце сентября прошлого года между правительством и крупнейшими сетевыми торговыми компаниями. Николаев предупреждает – 1 мая под заморозкой не будет подведена черта. Уже сейчас регионы по собственному почину договариваются с местными производителями о моратории на рост цен на хлеб и другие социально значимые продукты питания. Сроки действия этих соглашений в некоторых случаях выходят за рамки 2008 года. «Заморозка – временная инъекция, для снятия боли. Это лечение симптомов, а не болезни. Если продолжим морозить цены на продукты, тем самым мы будем бить по своим крестьянам. В итоге хлеб вообще может исчезнуть из магазинов, появится черный рынок», – уверен Ясин.

Независимая газета

*