10 апреля в 16.57 (МСК) космический корабль «Союз ТМА-12» с российско-корейским экипажем на борту провел успешную стыковку с МКС. Российские космонавты прибыли к своему месту работы – на станции они проведут около полугода, а представитель Республики Корея вернется на Землю через 10 дней.

Первый сеанс видеосвязи экипажей с ЦУПом после стыковки «Союза ТМА-12» и МКС.

Заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов, комментируя стыковку, отметил, что, «несмотря на специфику полета, она прошла удачно, потому что программа ЦПК им. Гагарина обеспечивает надежную работу независимо от того, есть у космонавтов опыт полетов или нет». Давыдов имел ввиду то, что в сообщениях СМИ делался акцент на молодость экипажа и отсутствие у его членов реального опыта космических полетов. Действительно, впервые экипаж состоял полностью из новичков. «Стыковка прошла надежно и уверенно», — добавил позже президент РКК «Энергия» Виталий Лопота.

Корейцы не скрывали своей радости и гордости за Йи Сойон. Президент Корейского аэрокосмического института г-н Пэнг Хонг Йоль поблагодарил всех, кто оказал содействие и помощь в осуществлении полета первого корейского космонавта. Правда, корейские журналисты обратили внимание на неувязочку в терминологии. Официально Роскосмос назвал Йи Сойон «участником экспедиции посещения». Это расстроило корейских репортеров, и они попросили объяснить, почему, собственно, их соотечественница – не космонавт. Оказалось, что после полета Дениза Тито в Роскосмосе решили отказаться от термина «космический турист» потому, что люди летят «не просто посмотреть в иллюминатор и больше ничего не делать». У каждого есть на борту своя работа и свои обязанности. И разница в наименовании членов экипажа исходит из того, что, например, Йи Сойон, не принадлежит к отряду космонавтов. Термин «участник», по мнению организаторов полета, не является обидным и отражает понимание того, что визит Сойон на станцию – не прогулка. Она будет проводить эксперименты в том числе вместе с борт-инженером МКС Олегом Кононенко, для чего на борт станции доставили 49 килограммов груза. Виталий Лопота отметил, что Йи Сойон будет работать на станции как реальный космонавт. Тем не менее, показалось, что корейских журналистов ответ не очень удовлетворил. Чуть позже Пэнг Хонг Йоль специально взял слово, чтобы прояснить ситуацию. «Для нас, — сказал президент Корейского аэрокосмического института, — Йи Сойон, как бы и где ее ни называли, является первой корейской космонавткой».

Подробнее: Независимая газета

***