Виктору Черномырдину — 70.

— Я вырос в атмосфере нефти и газа! — говаривал ЧВС, и это была чистая правда. Ведь именно он вместе с соратниками создал еще в советские годы первый советский концерн, известный теперь всему миру как «Газпром».

— Почему у вас в правительстве не было женщин?- спросили его как-то.

— Да не до того было! — ответил ЧВС.

— Те из нас, кто выживет, сами потом будут смеяться! — обронил как-то на заседании российского правительства его председатель Виктор Степанович Черномырдин.

Возглавить кабинет министров ему пришлось в самое отчаянное время — на пике противостояния Ельцина и Верховного Cовета — в конце 1992 года. Первый же его всенародный афоризм — «Рынок — это не базар!» — до смерти напугал либералов.

Многим тогда показалось, что реформам пришел конец. Реакционеры надеялись на быстрый откат назад. Однако новый премьер продолжил курс на создание в России рыночной экономики — той экономики, которая продолжает обеспечивать нам экономический рост по сей день.

Работать приходилось в условиях хаоса.

— Мы с президентом этого не хотим — мы это и делаем! — так характеризовал «политический момент» сам ЧВС.

А его «хотели как лучше — получилось как всегда» навсегда останется лучшим афоризмом эпохи первоначальных рыночных преобразований.

— Я вырос в атмосфере нефти и газа! — говаривал ЧВС, и это была чистая правда. Ведь именно он вместе с соратниками создал еще в советские годы первый советский концерн, известный теперь всему миру как «Газпром».

Черномырдинское правительство Ельцин перетряхивал и перетряхивал чуть ли не ежедневно, но ЧВС никогда не терял расположения духа, как и бесподобного чувства юмора.

— Почему у вас в правительстве не было женщин?- спросили его как-то.

— Да не до того было! — ответил ЧВС.

А директорам заводов, жаловавшимся в Ижевске на частые простои, посетовал:

— Всегда у нас в России стоит не то, что нужно!

О коммунизме:

— Вот ведь, призрак коммунизма бродил, бродил по Европе, но ведь зацепился-то почему-то только у нас!

В речи, посвященной аграрной реформе, оторвавшись от текста и весело щурясь поверх очков:

— Сами же знаете — наш крестьянин — ведь он пашет не просыхая!

В русской истории сын оренбургского крестьянина Черномырдин останется не только как автор бессмертных афоризмов и создатель газового комплекса страны, но и как премьер, успокоивший страну после целого ряда потрясений. Как человек, остановивший в октябре 1993 года гражданскую войну в центре Москвы.

При ЧВС Дом правительства был самым открытым властным органом страны. Однажды молоденькая журналистка догнала премьера в коридоре, умоляя ответить только на один вопрос.

— Ну, задавай, — улыбнулся ЧВС.

— Что вы думаете по такому-то вопросу?

— А чего мне думать, если я убежден!

Его убеждения действительно просты. Любить Россию, делать ее современной и открытой страной, уважать разные мнения, опираться на здравый смысл. ЧВС — русский человек, спокойный и сильный и при этом открытый всему новому. В том, что мы еще не расплевались окончательно с братской Украиной, — его большая личная заслуга.

На «проклятый» русский вопрос «что делать» ЧВС всегда отвечает просто:

— Как что делать?! Работать надо!

С днем рождения вас, Виктор Степанович!

«Российская газета» — Федеральный выпуск №4633 от 9 апреля 2008 г.

"Российская газета"

*