О личности, сделавшей в одиночку для Самары то, на что сегодня не хватает либо средств, либо подвижников, помнят лишь историки и краеведы. К заслугам предпринимателя-мецената остаются равнодушными и в среде нынешнего бизнеса, и в культурном сообществе.

Константин Головкин отличался деловой хваткой и неординарными увлечениями

В Самарском областном краеведческом музее имени Алабина прошла презентация книги предпринимателя Константина Головкина, жившего в Самаре в конце ХIX — начале ХХ века. Сборник его очерков подготовили сотрудники областного управления государственной архивной службы и Самарского государственного университета.

Головкин по факту прописки хоть и был сугубым провинциалом, но как личность его можно считать представителем Серебряного века российской культуры. Современники Константина Павловича из числа состоятельных самарцев, как правило, дарили родному городу храмы, приюты или больницы, а Головкин на свои средства создал художественный музей, который сейчас известен не только в нашей стране собранием русского авангарда и модерна. Головкин сам был коллекционером уникальных произведений искусства. А еще — архитектором, астрономом-любителем, одним из первых самарских автомобилистов.

На все эти чудачества, как считали многие в городе, известном и оборотистостью, и прижимистостью местного населения, разумеется, нужны были средства. И Константин Головкин умел их зарабатывать. Купеческий сын, он подростком начал работать в отцовском магазине писчебумажных принадлежностей на Панской (ныне улица Ленинградская). Став его управляющим и владельцем, молодой человек нашел новые направления коммерции и предпринимательства. В его магазине художники могли покупать все необходимое для живописи. После поездки в Европу сметливый купец придумал печатать и продавать открытки с видами Самары. Как сказали бы сейчас, проект оказался успешным, и наборы по 30−40 открыток с фотографиями города, Волги, Жигулей издавались с 1901 по 1908 год.

Благодаря отцовскому наследству и своему умению вести дела Константин Павлович Головкин стал очень обеспеченным человеком, состояние которого в начале ХХ века оценивалось в два миллиона рублей. Известный благотворитель готов был выделить на культурные нужды родного города 600 тысяч рублей. Большую часть этих средств он хотел направить на возведение Дворца науки и культуры, вход в который предполагалось сделать свободным. Но в городской думе идея одобрения не получила, более того, за такое вольнодумство Константин Павлович попал под негласный надзор полиции.

Последние годы жизни этого неординарного человека, умершего в 1925 году были драматичными, как и у большинства тех, кто относился до большевистской революции 1917−го к буржуазному сословию. Один из самых богатых и удачливых самарских предпринимателей, баловень судьбы, при советской власти Головкин жил на грани нищеты. Бывший миллионер служил простым архивариусом.

В это голодное (в прямом смысле) время по собственной инициативе Константин Павлович подготовил богатейшую краеведческую картотеку и написал серию очерков о Самаре – ее благоустройстве, обычаях и нравах, примечательных местах и окрестностях, о замечательных людях, о предприятиях, которые составляли лицо города. Уже смертельно больной человек составил подробнейшее описание Самары и ее истории. Даже по нынешним, технически продвинутым временам это труд, посильный лишь целому творческому коллективу.

Энциклопедией жизни города называет эту книгу профессор Самарского государственного университета Петр Кабытов.

Местные архивисты, ученые-историки, краеведы сходятся во мнении: нынешняя Самара должна выразить благодарность человеку, без которого немыслим сегодня ее культурный уровень. Для этого следует требовать от городских властей создания в Самаре Дома-музея Головкина. Где он должен разместиться? Как считают одни, в доме на Ленинградской (Панской), где Константин Павлович жил и работал в собственном магазине. Другие же полагают, что лучшее здание для будущего музея – знаменитая «дача со слонами» на берегу Волги: особняк в стиле модерн с фигурами экзотических животных-великанов – одно из украшений самарской архитектурной панорамы. Этот ансамбль дивно смотрится со всех теплоходов и яхт, что проходят мимо города. Бывшая дача Головкина сейчас находится на территории городского «Водоканала» и большую часть времени находится под замком. А тем временем это уникальное здание, построенное по собственному проекту Константина Павловича, разрушается. И рушится не только этот архитектурный шедевр. По мнению заслуженного архитектора России Вагана Каркарьяна, если бы Головкин увидел, что сейчас происходит с исторической частью Самары, он был бы просто шокирован.

Не берегутся не только дома — памятники культуры, архитектуры, – не сохраняется и память о людях, умевших зарабатывать деньги и тратить их на благие дела.

Подробнее: «Эксперт Волга» №14 (102)/7 апреля 2008

***