11 апреля 1931 года начальник 2-й стройконторы треста «Волжпростроя» на собрании строителей говорил: «В самое горячее время, в июне 1930, мы совершенно не имели кирпича, но нас в прошлом году спасли эти церкви, которые мы разбирали. Например, из старого кирпича мы на 80% выполнили нашу производственную программу, из старого кирпича мы выстроили затон, педвуз, комвуз и ряд других зданий…»

В начале прошлого века в губернии было 890 церквей, 7 мужских и 10 женских монастырей. Только в Самаре накануне Октябрьской революции 1917 года действовало 55 храмов и 30 часовен.

В 1918 году по декрету СНК «Об отделении церкви от государства, школы от церкви» Самарское епархиальное управление и Архиерейский дом перешли в подчинение губернского комиссариата по вероисповедальным делам. В 1928 году был закрыт загородный скит Архиерейского дома. На его территории разместилась детская трудовая колония детей-инвалидов. В том же году закрыта домовая церковь Михаила Архангела в Архиерейском доме, а в 1930 году был упразднен и сам дом. Его здание передано открывающемуся в городе механическому институту.

Та же участь постигла и бывший кафедральный собор Вознесения Господня. В нем разместился клуб ремесленников-кустарей, а потом это здание передано Приволжскому военному округу под интендантские службы. Немало злоключений выпало на долю Михайло-Архангельской церкви в поселке Шмидта. После ее закрытия здесь размещалась школа, потом клуб железнодорожников, потом эвакогоспиталь, эпидемиологическая больница, спортзал, кооператив. В 1932 году на всю Самару остались Спасо-Преображенская, Покровская и Петропавловская церкви.

Лишь 15 лет назад храмы Самары начали активно возрождаться. Взамен разрушенных появились новые. Среди них самый большой храм города – церковь Кирилла и Мефодия. По величине он лишь немногим уступает московскому храму Христа Спасителя. Население Самарской области вновь обретает былую духовность, и в этом нравственном возрождении ведущую роль играет Самарская епархия.

*