Британские ученые представили новые аргументы против теории о том, что современные климатические перемены на Земле вызваны переменами солнечной активности. Исследователи из университета английского города Ланкастер не обнаружили сколько-нибудь заметных связей между потеплением и изменениями в активности Солнца — по крайней мере, в последние два десятилетия.

Представляя свои выводы на страницах журнала Environmental Research Letters, ученые объясняют, что в ходе поиска корреляции использовали три различных методики, однако ни одна из них не привела к позитивному результату. Итог работы специалистов из Ланкастера в очередной раз ставит под сомнение теорию космических лучей, предложенную датским ученым Хенриком Свенсмарком и датским Национальным космическим центром. Гипотеза Свенсмарка состоит в том, что с ослаблением солнечного ветра Земля получает более заметные дозы космического облучения. Это приводит к появлению в атмосфере большего количества заряженных частиц, которые, в свою очередь, сокращают количество облаков — и климат охлаждается. Когда же солнечная активность увеличивается, считает датский ученый, наша планета начинает нагреваться. Группа профессора Слоана исследовала эти связи, анализируя периоды, в которые на Земле были фиксировались особенно сильные или особенно слабые пучки космических лучей, и оценивая, насколько это влияло на интенсивность облачности в конкретных районах в конкретные временные периоды. По ходу одного из естественных 11-летних периодов солнечной активности наблюдалась слабая связь между интенсивностью космических лучей и облачности. Однако изменчивость космического излучения может в лучшем случае лишь на четверть объяснить перемены в облачном покрове Земли, продолжает исследователь. Он добавляет, что во время следующего солнечного цикла такой связи не было обнаружено вовсе. Исследование доктора Джилс Харрисон из университета английского города Рединг, один из ведущих экспертов в физике облаков, в ходе которого анализировались данные только по Соединенному Королевству, также привело к выводу, что космические лучи вносят лишь очень небольшой вклад в формирование облаков. Между тем, гипотеза Свенсмарка в последнее время подверглась критике и со стороны Майка Локвуда из британской лаборатории Резерфорда-Эпплтона. Этот ученый утверждает, что за последние 20 лет солнечная активность медленно снижается, что должно было бы приводить к снижению глобальной температуры на Земле — если теория датчанина была бы верна. В объемном прошлогоднем докладе Международного совета ООН по переменам климата (IPCC) содержится похожее заключение: поскольку температура начала быстро расти в 1970-е, можно считать, что вклад так называемых «парниковых газов» в этот процесс превышает вклад солнечной активности в 13 раз.

ФОБОС/Gismeteo.Ru