Общественная палата предлагает выявлять таланты в детстве, а развивать – всю жизнь. По данным последнего опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), одаренными своих детей считают до половины россиян. Однако затем таланты куда-то деваются: 68% учителей и 61% воспитателей детских садов учителей уверяют, что в их классах и группах юных дарований практически нет. Исследованием этого феномена занялась комиссия по образованию и науке Общественной палаты России.

По мнению большинства участников опроса ФОМ, одаренность человека чаще всего проявляется в раннем возрасте — от 3 до 7 лет. (В то, что особая предрасположенность к той или иной сфере деятельности может проявиться в любом возрасте, верят лишь 30% респондентов). А вот, что такое одаренность, респонденты понимают по-разному. 34% считают, что это – «непохожесть на других, неординарность, нестандартное мышление, проявление творческих способностей». Еще 37% уверяют, что «высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности». А 27% свято верят, что «дар божий».

В последнем, правда, многие сомневаются. Как оказалось, люди связывают одаренность ребенка не только с успешностью, но и с рисками, сопровождающими талант. Чаще всего к таковым относят неуверенность в собственных способностях и намеренное нежелание развивать свой талант; непонимание со стороны взрослых; психическую неустойчивость и стрессы; зависть окружающих; ухудшение самочувствия (плохой сон, аппетит, снижение иммунитета); самовлюбленность, избалованность и эгоизм; плохое физическое развитие; трудности в общении с противоположным полом и даже сексуальные проблемы.

Отсюда же, судя по всему, проистекает и представление общества о главных препятствиях для развития одаренности. Примечательно, что ведущим среди них как родители, так и представители творческих союзов считают скромность (по 37% опрошенных). Вторым по важности препятствием для самореализации одаренных детей родители видят склонность к самопожертвованию (23%), а люди творческие — чувство коллективизма (27%). Его же, кстати, родители ставят на третье место (16%), в то время как представители творческих союзов третьей по важности проблемой называют воспитанность и послушность носителя таланта (26%).

Абсолютное большинство респондентов считают, что одаренность нуждается в особой поддержке, и в том числе — государственной. Эту точку зрения полностью разделяют в рабочей группе Общественной палаты «Одаренное поколение». По словам экспертов, даже простое участие ребенка в конкурсах, олимпиадах и викторинах положительно влияет на развитии его способностей, а победы в них свидетельствуют о несомненных проявлениях одаренности. Таким образом творческая деятельность превращается в «социальный лифт» для получения высшего образования и успехов в учебе. А это значит, что именно ее как альтернативу ЕГЭ и должно всячески развивать государство, заявила «МК» руководитель рабочей группы, зампред комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина.

Более того. Поддержка талантливых детей поможет сделать следующий важный шаг – выявлять, сохранять и развивать таланты на протяжении всей жизни человека. Пока талантливыми считают себя лишь четверть россиян (25%), между тем как только превращение одаренности во всеобщий «методологический принцип может стать основой для инновационной экономики и российского прорыва в глобальной мировой экономике»,— не сомневается она.

В Общественной палате убеждены: в России в кратчайшие сроки должна появиться национальная программа выявления и поддержки талантов, объединяющая запросы государства и бизнеса с разработками специалистов и педагогической практикой. Со своей стороны в Общественной палате готовы всячески помогать ее созданию, и в том числе – при подготовке законодательной базы. Основными приоритетами в комиссии по образованию и науке считают создание «социальных лифтов» для одаренных людей, а также «инфраструктуры поддержки одаренности» человека от детского сада до пенсионного возраста.

Московский комсомолец

*