Правильное наименование должностей подтверждают статус творческих работников и является одним из оснований для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и начисления пенсии указанной категории граждан. По результатам проверки в адрес министра культуры и молодежной политики Самарской области внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Прокуратурой области в связи с обращением главного балетмейстера (художественного руководителя балета) Малыгиной Н.А. проверено соблюдение трудового законодательства и законодательства в сфере культуры в Государственном учреждении культуры «Самарский академический театр оперы и балета» (далее по тексту – «ГУК САТОБ»).

Проверкой выявлены нарушения художественным руководителем ГУК САТОБ Губским М.А. и министерством культуры и молодежной политики Самарской области трудового законодательства и законодательства в сфере культуры.

Установлено, что приказом художественного руководителя в начале марта текущего года Малыгина Н.А. переведена с должности «главный балетмейстер (художественный руководитель балета)» на должность «художественный руководитель балета» и в этот же день с ней заключен срочный трудовой договор, в котором установлен срок его действия до 31.08.08. Обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора, в договоре не указаны.

Между тем должность «художественный руководитель балета» не предусмотрена Перечнем профессий и должностей творческих работников и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Вопреки положениям законодательства должность «художественный руководитель балета» прописана в уставе ГУК САТОБ, утвержденном министерством культуры и молодежной политики и министерством имущественных отношений Самарской области.

В силу действующего законодательства руководство деятельностью государственного или муниципального театра осуществляется на основе единоначалия — директором или художественным руководителем, а также на основе разделения сфер ведения — директором и художественным руководителем.

Вместе с тем в штатном расписании ГУК САТОБ, утвержденном художественным руководителем Губским М.А., содержится несколько должностей «художественный руководитель», а именно: «художественный руководитель», «художественный руководитель камерных программ», «художественный руководитель балета».

Должность «художественный руководитель камерных программ» в Перечне профессий и должностей творческих работников также отсутствуют.

Кроме того, штатное расписание ГУК САТОБ содержит наименование других должностей, не предусмотренных обозначенным Перечнем профессий и должностей творческих работников и Общероссийским классификатором профессий.

Например, в разделе «Творческий цех», в подразделе «Режиссерское» содержатся названия должностей «заведующий режуправлением», «инспектор оперы», «помощник режиссера», «репетитор по сценическому движению», в подразделе «Артисты-вокалисты» — «ведущий мастер сцены», в подразделе «Оркестр» — «заведующий оркестром», «инспектор оркестра», подразделе «Артисты оркестра» — «ведущий мастер сцены», подразделе «Хор» — «заведующий хором», «инспектор хора», подразделе «Балет» – «инспектор балета», «помощник режиссера», «заведующий балетом», подразделе «Артисты балета» — «ведущий мастер сцены».

Вместе с тем именно правильное наименование должностей подтверждают статус творческих работников и является одним из оснований для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и начисления пенсии указанной категории граждан.

Следует отметить, что за период с января 2007 года по январь 2008 года штатное расписание ГУК САТОБ изменялось руководителем театра Губским М.А. трижды. При этом все штатные расписания содержат названия должностей творческих работников, не предусмотренных федеральным законодательством.

Из изложенного следует, что указанные выше факты нарушений трудового законодательства и законодательства в сфере культуры создают препятствия к осуществлению в Государственном учреждении культуры «Самарский академический театр оперы и балета» обеспечения условий труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности.

Между тем данный принцип регламентирован ст. 27 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Принципы обеспечения результативной и эффективной работы государственных организаций культуры, поддержки и развития профессионального искусства в Самарской области, на которых основана государственная культурная политика в Самарской области, признанная одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Самарской области прописаны в Законе Самарской области «О культуре в Самарской области».

Проверкой, проведенной по заданию прокуратуры области Государственной инспекцией труда в Самарской области выявлены и иные нарушения требования трудового законодательства, в связи с чем, ГУК САТОБ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 тыс. рублей.

Прокуратура Самарской области

*