Самарец Алексей Паженков вместе с единомышленниками спасает от вымирания хищных птиц. Вот уже который год биологи строят совам и орлам искусственные гнезда.

1 апреля 1906 года в США была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой присоединилась и Россия. Этот праздник отмечается и по сей день.

В Самарской области проживает около 30 видов пернатых хищников, половина из которых занесена в Красную книгу.

«Мы проводим большую работу по их учету, — говорит выпускник биологического факультета Самарского государственного университета Алексей Паженков. — И результаты, надо сказать, не утешительны. Численность гнездовий степного орла за последние годы сократилась в пять раз! Произошло это в связи с уменьшением площади выпасов скота. Дело в том, что именно на выпасах создаются необходимые условия (низкая трава) для малого суслика. В высокой траве он не живет. А именно малый суслик является основой кормовой базы степного орла».

С трудом выживает в губернии и филин. Один из основных очагов его обитания в регионе — известняковые скалы Самарской Луки. Там самарские биологи насчитали около 20 пар. Филинам обязательно нужен обрыв с видом на реку. Эти птицы больше всего страдают от туристов.

«Впервые строить гнезда мы начали три года назад, — рассказал корреспонденту «НИ» член общественной организации «Центр содействия Волго –Уральской экологической сети» Алексей Паженков. — Именно тогда нами была разработана программа восстановления численности хищных птиц. Но финансировать ее начали только в 2007-ом году».

По словам Паженкова, пернатые хищники наиболее уязвимы, они больше других страдают от деятельности человека.

«Мы находим их гнездовья, следим за птицами, чтобы в случае необходимости вовремя прийти им на помощь, — говорит биолог. — Хищники находятся на вершине «пищевой пирамиды», поэтому все неблагоприятные воздействия, которые испытывает эта «пирамида» на нижних ярусах, в конце концов, ударяют и по ним. Так, обработка полей пестицидами привела к вымиранию крупных соколов, потому что яд накапливался в их организме. Тот, кто находится на вершине «пирамиды», занимает большую территорию. Например, орлу нужно пять километров вокруг гнезда. Это должна быть территория, не нарушенная человеком, без дорог».

За сезон самарские биологи строят порядка двух сотен гнезд для сов и орлов. Дело это непростое, нужно учитывать множество факторов. Например, место должно быть с удобным подлетом к птичьему дому.

Диаметр гнезда для орла-могильника — два метра, а весит оно центнер.

«Для орла необходимо, чтобы было видно его охотничий участок. Для сов нужно большое старое дерево, а их в губернии практически не осталось, — сетует Паженков. —

По это причине мы делаем для сов так называемые «дуплянки» – гнездовые ящики. Потом крепим их к деревьям на высоте 7-8 метров. У сов тоже есть свои тонкости по размещению гнезда: рядом обязательно должна быть поляна».

Очень важно, чтобы по соседству с гнездами не было линий ЛЭП: на них гибнет половина птенцов.

Гнездо для орла складывается на платформе, сбитой из досок. Когда оно уже готово и прибито, биологи сами проверяют его на прочность, усаживаясь в птичий домик. По их словам, хищные птицы весьма капризны: они долго присматриваются к жилищу. Сначала его оценивает самец, а окончательный выбор делает самка.

В данный момент Алексей Паженков вместе с коллегами осматривает гнезда на предмет заселения их жильцами.

«Случаются и казусы, — признается Алексей. — «Дуплянки», к примеру, частенько заселяет кто угодно, но не совы, для которых домики, собственно, и предназначены».

"Новые Известия"

*