Отношения между Генпрокуратурой и созданным при ней Следственным комитетом (СКП), который, по сути, является независимым ведомством, накалились до предела. Очевидное противостояние между этими структурами наблюдалось с самого начала проведения реформы следствия и создания СКП в сентябре прошлого года.

Однако теперь стороны от взаимного «обмена любезностями» — критики в адрес друг друга перешли к наступательным действиям. В пятницу стало известно о том, что глава СКП Александр Бастрыкин был вынужден отстранить от должности начальника Главного следственного управления (ГСУ) Дмитрия Довгия, едва ли не ключевую фигуру своей команды, которому были поручены наиболее громкие уголовные дела последнего времени, включая дела замминистра финансов Сергея Сторчака и генерала ФСКН Александра Бульбова. Кроме того, временно отстранены от работы первый заместитель Довгия — Алексей Новиков, начальник одного из отделов ГСУ Сергей Глухих и следователь по особо важным делам Юрий Ермаков. По некоторым данным, они подозреваются в коррупции — злоупотреблении должностными полномочиями и даже получении крупных взяток от фигурантов некоторых уголовных дел.

Пока, как стало известно «Времени новостей», говорить об увольнении этих высокопоставленных следственных чинов еще рано. Сейчас проводится лишь проверка достоверности той информации, которая была изложена в заявлениях двух сотрудников самого ГСУ, обвинивших начальство в коррупции. Некоторые наблюдатели говорят о том, что случившееся крайне негативно характеризует работу г-на Бастрыкина, который не сумел организовать ее должным образом, в результате чего уже через полгода после образования СКП ведомство стало разваливаться от непрофессионализма его руководства.

Однако наши источники в СКП считают скандал с отстранением их коллег результатом действий Генпрокуратуры. Глава этого ведомства Юрий Чайка постоянно подвергает открытой критике работу следственных органов, что он на днях в очередной раз продемонстрировал в своем выступлении в Совете Федерации в пятницу. Г-н Чайка и раньше неоднократно указывал, что реформа следствия, в результате которой прокуратура лишилась почти всех своих основных функций, в частности права возбуждать, расследовать и прекращать уголовные дела, поставила под удар конституционные права и свободы граждан, поскольку прокуроры теперь не могут влиять на ход расследования. Генпрокурор уже предлагал вернуть его ведомству право на расследование уголовных дел небольшой и средней тяжести, а в пятницу в Совете Федерации он заговорил о необходимости внесения новых поправок в УПК и закон «О прокуратуре», которые снова вернули бы прокурорам власть над предварительным следствием.

В конце прошлого года Генпрокуратура объявила о начале проведения крупномасштабной проверки деятельности СКП. По мнению источников в комитете, отстранение г-на Довгия и троих его подчиненных и стало, по сути, одним из ее результатов.

Подробнее: Время новостей

***