В обзоре российских газет:

* Главный проект российского авиапрома отстает на год

* Соратникам Лимонова вынесли приговор за хулиганство

* Военных медиков, юристов и журналистов лишат погон

«Не долетел»

Самый громкий проект российского гражданского авиапрома будет реализован с задержкой. «Superjet не долетел до клиентов», — печально констатировали газеты.

«Jet — не супер» — в материале с таким заголовком газета рассказывает о причинах и возможных последствиях задержки. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) признала задержку в поставке Sukhoi SuperJet 100. Сроки задержки не называются, но, по мнению экспертов, она может составить год-полтора.

Президент ОАК Алексей Федоров накануне заявил журналистам, что «сроки по поставкам самолета очень напряженные», и не исключил, что они могут быть сдвинуты. «Крупнейший заказчик — «Аэрофлот» — при задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода может потребовать расторжения контракта», — предполагает «Коммерсант».

«Мы задержали поставку, — цитирует издание генерального конструктора НПО «Сатурн» (разрабатывает двигатель для SSJ вместе с французской компанией Snecma) Михаила Кузменко. — Сроки поставки комплектующих зачастую срывались. По двигателю у нас несколько сот поставщиков из Европы, развернуть систему оказалось сложнее, чем мы предполагали».

SSJ газета называет главным проектом российского гражданского авиапрома в последние годы. Его стоимость — около 1,4 млрд. долларов. Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года, однако был перенесен на ноябрь-декабрь, сейчас выяснилось, первый полет должен состояться в апреле-мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год.

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает такую задержку вполне терпимой. Но с ним могут не согласиться первые покупатели. «Аэрофлот» должен получить первый SSJ в ноябре и затем получать по одному самолету в месяц. В парке авиакомпании SSJ должны заменить уже списанные Ту-134.

Официальные лица «Аэрофлота» говорят, что не получали уведомлений об изменениях в графике. Между тем, за них предусмотрены штрафные санкции, сведения о которых не разглашаются. Но источник «Коммерсанта» рассказал, что договор предусматривает штраф 12 тыс. долларов за каждый день просрочки, но не более 1,5 млн. долларов за самолет. «При задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода «Аэрофлот» получает право выйти из контракта и потребовать возврата авансовых платежей (15 млн. долларов), а также процентов по депозиту с момента его перечисления», — пишет газета.

Выход из контракта мог бы быть выгоден для «Аэрофлота», однако эксперты полагают, что по политическим причинам такой вариант маловероятен.

«Ведомости» пишут, что если поставки лайнера Sukhoi SuperJet будут задержаны, первому заказчику — «Аэрофлоту» придется дольше летать на Ту-154. «Источник в «Сухом» говорит, что причина задержки первого полета SSJ техническая и связана с отладкой систем самолета», — пишет газета. Собеседник «Ведомостей» надеется, что в течение месяца лайнер все-таки будет поднят в воздух, а официальный представитель компании прогнозов не дает.

«Время новостей» считает закономерным тот факт, что «широко разрекламированный российский региональный самолет» Sukhoi Superjet 100 выйдет на рынок позже, чем планировалось. Первый экземпляр SSJ был представлен в конце сентября прошлого года в Комсомольске-на-Амуре, и уже к тому времени проект двигался с небольшим отставанием от ранее намеченных сроков.

«По первоначальным планам, в том месяце машина должна была совершить первый полет. Потом это событие было перенесено на декабрь 2007 года, затем — на январь 2008-го, но до сих пор не состоялось», — приводит факты газета.

«В последние несколько лет регулярные сбои и пересмотры графиков проектирования новых самолетов стали бичом сначала европейского концерна Airbus, а затем и его главного мирового конкурента — американского Boeing. Очевидно, SSJ следует по стопам иностранных коллег», — также отмечает издание.

«Газета» напоминает, что сроки контракта на поставку SSJ эксперты предсказывали и ранее. Теперь аналитики склоняются к тому, что SuperJet пройдет испытания в лучшем случае в мае.

«Эксперты уверены, что заказчики увидят SSJ в своих ангарах не раньше 2009 года. И это самый оптимистичный прогноз. Впрочем, если он сбудется, имидж «Гражданских самолетов «Сухого» не пострадает», — пишет «Газета». Главное, чтобы полгода задержки не растянулись на несколько лет.

«Исправление в изоляции от общества»

Таганский суд Москвы осудил семерых членов запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) на сроки от полутора до двух с половиной лет. Лидер распущенной организации Эдуард Лимонов опасался, что приговор окажется более суровым.

«Независимая газета» передает атмосферу процесса. В здание суда группу поддержки НБП не пропускала вооруженная охрана, опасавшаяся «нападения на судью и свидетелей»; на улице прохожим раздавали листовки «Другой России», а перед поворотом к суду был развернут плакат «Свободу политзаключенным лимоновцам!».

Издание коротко напоминает о сути вопроса. В апреле 2006 года Лимонов в сопровождении 15 соратников явился в Таганский суд оспорить решение Минюста о запрете на перерегистрацию партии. Здесь около 40 молодых людей закидали соратников писателя яйцами и камнями. Приехала милиция и задержала нападающих. Однако через месяц было заведено дело против жертв атаки. Мерой пресечения был выбран арест: семь человек от 18 до 25 лет, в том числе и девушка, просидели в СИЗО почти два года.

«Дело было абсолютно сфабриковано. Суд не посчитал нужным обратить внимание на то, что там делали эти 40 человек. Ни одного из нападавших на Лимонова не привлекли к суду. Вот и зал специально отвели маленький, чтобы не создавать резонанса», — сказал «НГ» член «Другой России» Алексей Лапшин.

К самому большому сроку — 2 года и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима — приговорен активист организации Сергей Медведев. Экс-лидер московского отделения организации Роман Попков, нацбол Владимир Титов и Назир Магомедов приговорены к двум годам и трем месяцам. К наименьшему сроку приговорен Дмитрий Елизаров — год и 6 месяцев лишения свободы. На вопрос, почему было выбрано реальное, а не условное заключение под стражу, судья сказала: «Исправление подсудимых возможно только в изоляции от общества».

Эдуард Лимонов заявил, что названные судьей сроки приятно удивили его: «Я считаю, что ребята еще легко отделались. Прокурор-то запросил от трех до пяти. Я боялся, что скинут чуть-чуть и все», — сказал он. Лимонов полагает, что это дело «можно считать первым политическим приговором президента Медведева».

Адвокат Дмитрий Аграновский сказал корреспонденту «НГ», что он недоволен решением, но могло быть и хуже: «Государство их боится и ненавидит больше, чем чеченских террористов, — я это просто вижу по делам. Я очень надеялся, что к ним проявят снисхождение. Все знают, что они ни в чем не виноваты: напали на них».

«Коммерсант» считает, что «нацболов приговорили к мягкой посадке» — им дали сроки в два раза меньше, чем просило гособвинение. Члены запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) признаны виновными в избиении молодых людей, которых «сами лимоновцы считают активистами прокремлевских молодежных движений».

«Виновными осужденные себя так и не признали, — констатирует «Коммерсант». — В ходе всего процесса они пытались доказать, что защищали господина Лимонова от нападавших на него «прокремлевских активистов». Потерпевшие свою причастность к прокремлевским движениям не признали. Например, один из потерпевших, Леонид Сигунин, хоть и сказал на суде, что возглавляет отделение движения «Местные» в Люберцах, но заявил, что к Таганскому суду он «в личном качестве пришел посмотреть на Эдуарда Лимонова».

А главный свидетель обвинения Маргарита Шилова, фотографировавшая драку, заявила суду, что «не состоит ни в одном молодежном движении, однако участвовала в работе пресс-службы движения «Наши»».

«Газета» пытается установить подробности происшествия: «Драка же вспыхнула после того, как собравшиеся во дворе какие-то молодые люди стали бросать в Лимонова яйца и камни. Однако судья Елена Иванова пришла к выводу, что метание яиц не является каким-либо значимым поводом для драки, а то, что в лимоновцев летели камни, и вовсе не было доказано».

Издание указывает, что одним из потерпевших оказался руководитель Люберецкого штаба движения «Местные» Леонид Симунин, чья организация активно выступает против деятельности лимоновцев. «Так или иначе, но потерпевшим суд поверил. В основу приговора, в частности, легли показания фотографа Маргариты Шиловой, которая в суде призналась, что помогала организовывать работу пресс-службы «Местных». Что же касается лимоновцев, то их доводы судья расценила как неубедительные», — подводит итог «Газета».

«Время новостей» отмечает, что «достаточно суровый приговор» не остудил боевого задора соратников осужденных: «Напротив, лимоновцы использовали его, чтобы в очередной раз напомнить о себе шумной акцией у здания суда. Закончилась она опять же задержанием».

Несколько человек забрались на крышу дома напротив суда и, развернув плакат с надписью «Свободу политзаключенным», зажгли файеры и разбросали пачку листовок. Вместе с ними лозунг скандировали еще порядка 50 человек, собравшихся внизу. «При этом, кстати, к «политзаключенным» помимо нацболов были причислены Михаил Ходорковский и Владимир Квачков, подозреваемый в покушении на Анатолия Чубайса», — пишет газета.

В итоге трое человек были задержаны милицией на крыше здания напротив Таганского суда и доставлены в ОВД «Таганский». О судьбе очередных задержанных нацболов вчера ничего известно не было.

Погоны как причина раскола

Ряд изданий комментируют «демилитаризацию армии». Армейских тыловиков — медиков, юристов и журналистов — скоро лишат воинских званий и переведут в разряд гражданского персонала Вооруженных сил. «Российская газета» выяснила, что директива руководства военного ведомства предписывает военачальникам «лишь подготовить предложения о возможной замене некоторых должностей офицеров и прапорщиков на гражданские».

Газета критикует другие СМИ, которые считают «демилитаризацию» свершившимся фактом. «Снимать погоны с войсковых командиров никто не собирается. Да и тыл с армейскими многотиражками планируют перекроить на «гражданку» только частично», — защищает военное ведомство издание.

«Труд» из намерений снять погоны с тыловиков делает далеко идущие выводы: «В военном ведомстве идет гражданская война». «Российские Вооруженные силы ожидают большие перемены: вот-вот в отставку уйдет руководство Генштаба во главе с его начальником Юрием Балуевским. Причина — несогласие со стилем руководства министра обороны Анатолия Сердюкова, гражданского человека в военном ведомстве», — сообщает газета.

«Чашу терпения Юрия Балуевского», по мнению издания, переполнила директива министра о замене на гражданских специалистов около 70% военврачей, военных юристов, военных журналистов и сотрудников тыловых служб.

«Сердюков целенаправленно унижает военную элиту государства. Ему, например, ничего не стоит собрать совещание в 17.00, а появиться на нем в 23.00 и при этом говорить с подчиненными в хамском тоне», — заявил «Труду» генерал-полковник в отставке вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. По его мнению, конфликт между министром и генералитетом неизбежен.

«Комсомольская правда» обескуражена тем, что медиков, юристов, журналистов и тыловиков отправляют на «гражданку». «В последние дни из Министерства обороны России потянулись тревожные слухи. Вроде бы возник серьезный раскол между гражданским министром Анатолием Сердюковым и руководством Генерального штаба, поддержанным частью генералитета. Разногласия касаются реформы деятельности военного ведомства. Утверждается, что генералы возражают против огульной, как они считают, распродажи принадлежащей Минобороны недвижимости, резкого (на 40%) сокращения центрального аппарата, перевода на «гражданку» целых военных структур», — так газета комментирует происходящее.

Если приказ вступит в силу, «почти двести тысяч людей, относящихся к сокращаемым категориям, не только почти вполовину потеряют в деньгах, но и лишатся многих льгот, положенных военнослужащим». Неизвестно также, что будет с теми курсантами, которые сейчас учатся этим специальностям, с военными пенсионерами.

Такое возможное нововведение газета называет «радикальным» — если в случае с военными журналистами его можно хоть как-то обосновать (согласно Венской конвенции, журналист не может быть «комбатантом», то есть носить военную форму и оружие), то для медиков, юристов и тыловиков эта пертурбация беспрецедентна. «Они ходят в погонах не первый век. Да и не только в России, во многих других странах тоже», — пишет «Комсомолка».

Обзор подготовила Ольга Караулова,

Служба мониторинга Би-би-си

вторник, 25 марта 2008 г., 07:42 GMT 10:42 MCK

Би-би-си

*