Шопинг как вид отдыха, расхваливаемый гламурными журналами, так и остается для нас недостижимой мечтой. Шопинг-терапия — не средство от депрессии, каким видят прогулки по магазинам современные психологи, а очередной стресс. Стресс за наши деньги, между прочим…

Фото: Игорь Казановский

На днях пыталась попасть в один из самарских торговых центров. Почему пыталась? Дело в том, что все подходы к зданию представляют собой те самые дороги, о которых еще Пушкин говорил, что они — беда России. Мне возразят, что к крупным торговым центрам надо подъезжать на машине. Собственного авто у меня пока нет, да и его наличие кардинально проблему не решило бы. Из машины все же надо выходить, а сам вход в фешенебельное здание представляет собой… что бы вы думали? Две досочки, брошенные посреди огромной грязной лужи. К тому же они сами в ней утонули. То есть зайти в здание, не перепачкав обувь, практически нереально. Не знаю, может быть, только мне кажется странным ходить по бутикам в грязной обуви…

Ну что же, идем дальше. Великолепный простор, разумное расположение торговых залов, заботливо поставленные диванчики в коридорах… Казалось бы, все замечательно! Но смонтированный в зале эскалатор не работает. Ссылки на «временные трудности» не принимаю: торговый центр открылся в октябре – за это время можно было навести порядок. Но тут замечаю: в некоторых местах до сих пор идут отделочные работы с характерным шумом и грязью.

Попытка посетить «дамскую комнату» вообще заканчивается шоком: работают далеко не все кабинки, а около зеркала, рядом с умывальником, красуется огромная дыра – словно какая-нибудь рассвирепевшая покупательница запустила в умывальник кирпичом. На самом деле тут, видимо, проводились сантехнические работы, а заделывать после них дыру не стали — зачем?

Я уже не говорю о том, что перекусить в шикарном торговом центре практически негде — невнятный «кафетерий» с несколькими столиками вряд ли может вместить всех проголодавшихся. А ведь торговый центр подразумевает длительные походы по отделам, вдумчивые покупки, а стало быть — скорее всего, ланч в уютном кафе или хотя бы молочный коктейль для ребенка и свежевыжатый сок для его родителей.

То, что я увидела, — отнюдь не исключение. Сплошь и рядом мы сталкиваемся в торговых центрах с одним и тем же: грязь на подходах к зданию, невыделенные пешеходные дорожки, из-за чего посетители, пришедшие «на своих двоих», постоянно выпрыгивают из-под колес машин. Да еще зачастую — невероятно скользкие ступеньки, пройти через которые весьма проблематично, особенно на шпильках, а «сантехнические комнаты» пугают то своим крошечным размером — только для дюймовочек, — то отсутствием бумажных полотенец или элементарных удобств в виде крючка под сумку.

Объяснение всему этому безобразию простое: чтобы отбить затраты, торговый центр открывается в стадии «полуготовности», зачастую сразу после заезда якорного арендатора. После этого еще год-два определяется состав остальных арендаторов, в помещениях идут ремонтные, а то и строительные работы – в итоге уровень комфорта для посетителей постоянно стремится к нулю. Лишь через полтора-два года торговый центр, возможно, и будет радовать своих посетителей некоторыми удобствами. Но увы, эти надежды сбываются не всегда.

Подробнее: «Эксперт Волга» №12 (100)/24 марта 2008

***