Платный спутник или Превращения одного индийского сайта
В 1997 г. индиец Муругавел Янакираман открыл сайт знакомств BharatMatrimony.com. Сейчас в его компании работают более 750 человек. Со своей будущей женой он познакомился также через портал.
В конце 90-х лишь у небольшой части индийского населения были компьютеры. «Многие говорили, что у меня ничего не получится», — говорит Янакираман. Создание сайта ему приходилось совмещать с работой на полный день консультантом в AT&T и Lucent. «Я приходил домой и каждый вечер тратил на сайт четыре-пять часов», — вспоминает Янакираман. Он был убежден, что интернет в Индии приживется.
К 2000 г. на портале было зарегистрировано 50 000 пользователей, 3000 из которых разместили объявления о поиске спутника жизни. Янакираман заметил, что большая часть трафика портала приходилась на раздел брачных объявлений. Он также был уверен, что сайт помогает людям: со своей будущей женой он познакомился именно через портал, и в 1999 г. они поженились. Сейчас брачные сайты входят в число наиболее посещаемых индийцами. По данным исследовательской компании JuxtConsult из Дели, в мае прошлого года 48% постоянных индийских пользователей интернета проводили поиск по брачным сайтам.
В 2000 г. Янакираман начал взимать плату в размере 300 рупий ($7) за годовую подписку на сайт. Пользователи, привыкшие к бесплатным услугам в интернете, сначала протестовали. Но Янакираман стоял на своем: «Если хотите найти спутника жизни, вам придется заплатить».
В 2000 г. Янакираман потерял работу в Lucent. Жена настаивала, чтобы он нашел другую, но он предпочел сконцентрироваться на BharatMatrimony: «Я сказал себе — это мой шанс». И тут на BharatMatrimony обрушилась популярность. Сегодня на сайте зарегистрировано 10 млн пользователей.
В 2000 г. Янакираман нанял первого программиста, чтобы расширить сайт. А в 2004 г. вернулся в Индию и открыл небольшой офис. Сейчас у BharatMatrimony 29 офисов в Индии, США и Дубае, в которых работает 750 человек.
BharatMatrimony является частной компанией и не раскрывает финансовых результатов. Но, по словам Янакирамана, брачный сайт приносит прибыль за счет «миллионов долларов» абонентской платы. Семь лет компания была на самофинансировании. Чтобы вывести компанию на новый уровень, в 2006 г. BharatMatrimony привлекла венчурный капитал в размере $8,65 млн от компаний Yahoo! и Canaan Partners из Калифорнии. В январе этого года поступила еще одна часть финансирования в размере $11,75 млн от тех же двух инвесторов, а также калифорнийской компании Mayfield.
С помощью инвестиций BharatMatrimony превращается в универсальный сайт объявлений. И теперь работает не только в интернете. Для менее продвинутых в области технологий клиентов компания открыла 105 центров по всей Индии. Консультанты помогают им проводить поиск по анкетам и выдают списки возможных кандидатов на дом.
*