20 марта министр здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Куличенко общался в режиме on-line с интернет-пользователями по теме «Самарская область вступает на тропу борьбы с курением».

Организатором on-line конференции выступило информационное агентство «Ваш выбор-Самара», являющееся издателем интернет-портала «Самара today».

«Как я люблю курить!» — под этими словами подписались бы многие. Но, мало вероятно, что этим же людям понравилась фраза «Как я люблю болеть!».

Почему у курения столько поклонников? Кто в этом виноват? И что можно сделать, чтобы курильщиков стало меньше? На эти и другие вопросы жителей Самары отвечал министр здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Куличенко.

Легко ли бросить курить?

Вадим Куличенко: В отличие от ситуации с прекращением приема наркотических средств зависимость от никотина и компонентов табачного дыма исключительно психологическая. Да, есть некоторые соматические явления, но они контролируемы. Ничего страшного с человеком, который бросает курить, на физиологическом уровне произойти не может.

Чаще всего, начинают курить в юношеском возрасте, когда формируется социальная зависимость: курит близкий друг или компания друзей. Самое интересное, что, как правило, первый опыт курения вызывает реакцию: «Какая гадость!». Возникает кашель, неприятен вкус… С кем бы из курильщиков я не беседовал, ни один не сказал, что от первой сигареты он испытал удовольствие. Вначале подавляющее большинство курит и … мучается, лишь со временем курящие люди начинают испытывать некое удовольствие, и то, скорее от самовнушения.

Главное, чтобы у человека была цель, была мотивация – желание бросить курить.

К сожалению, природа курения настолько сложна, что пагубная привычка формируется на уровне подсознания. Стереотипное действие, некий ритуал – достать сигарету, прикурить ее, нередко в момент приятного общения с кем-то, — для многих становится защитой, «уходом» от ежедневных стрессов. Поэтому человек боится бросить курить, потому что его, подсознательно, пугает перспектива оказаться без «опоры». Вот почему, когда мы помогаем кому-то бросить курить, так важно укрепить в человеке веру в собственные силы. И, безусловно, необходимо говорить о положительных моментах, к которым приведет расставание с сигаретой.

Огорчает, что Россия стала 113 (по другим данным 120) страной, которая только приняла решение на уровне правительства присоединиться к конвенции ВОЗ по ограничению тобакокурения. Дальше последует сложный процесс совершенствования законодательства. (Ныне действующий закон об ограничении табакокуренияя довольно «беззубый».) И на этом этапе крайне важно активное участие региональных властей. Подчеркну, руководитель любого уровня должен нести ответственность за здоровье своих подчиненных.

Спасибо, что подняли эту тему! То много шумели: «Запретим курение! Примем законы!». А сейчас – молчок. Или закончилась очередная кампания?

Вадим Куличенко: Существует закон о запрете курения табака, в соответствии с которым на каждой пачке сигарет и на каждом баннере, рекламирующем табачные изделия, мы видим надпись «Минздрав предупреждает…». Благодаря этому закону, у нас существуют акцизы, налоги на подобную продукцию, действует ограничение на курение в образовательных учреждениях… Закон есть, но нужны более жесткие экономические рычаги. Например, дополнительные налоги на ввоз, производство и реализацию табачной продукции, далее – более жесткие требования к информированию населения о вреде курения и серьезная работа по пропаганде здорового образа жизни – без табака.

На уровне нашего министерства мы не можем принять ограничительные меры сверх тех, которые есть в федеральном законодательстве, мы не можем ввести дополнительные налоги и т. п., поскольку любое ограничение будет превышением наших полномочий. Но в наших силах начать проводить работу по формированию позитивной мотивации к прекращению курения и информирование населения.

Недавно мы разослали по всем нашим профильным министерствам приглашение принять участие в формировании региональной концепции по ограничению табакокурения. Сейчас мы можем принять концептуальный документ, который бы обозначил позицию органов власти, позицию руководителей. В настоящее время идет этап сбора и анализа предложений от ведомств. К сотрудничеству приглашены и муниципальные образования. В конечном итоге наше министерство как ответственный исполнитель будет сводить все предложения в единый документ.

Кстати, на базе областного центра медицинской профилактики уже ведется методическая работа, издаются буклеты, брошюры, готовятся видеоматериалы по данной теме. Так что все заинтересованные лица имеют сегодня возможность получить необходимую информацию.

У нас большая дружная семья. Я не курю, муж и свекр не курят, а дети «курят». (Прим. Имитируют курение). А им всего 4 года. Почему? Да ведь даже в мультиках волк с цигаркой!

Вадим Куличенко: Моей дочке 5 лет, и я несколько раз замечал, что она изображает, например, ручкой курение. Но поскольку в семье никто не курит, понятно, что посыл идет с экрана.

Одна из доступных нам мер – ограничить демонстрацию курения в средствах массовой информации.

Существуют ли в России и в Самаре, в частности, клиники по лечению табакокурения?

Вадим Куличенко: Думаю, есть частные клиники. Но можно обратиться в наркодиспансер к врачу наркологу или психотерапевту и получить квалифицированную консультацию, как можно бросить курить.

Продолжение следует

Материал подготовлен обозревателем Медиа группы «Ваш выбор» Ольгой Петропавловской

*