Закладываются основы «умной сети», которая будет понимать смысл ссылок и предвосхищать желания пользователя

Как будет выглядеть интернет через пять лет? По мнению сэра Тима Бернерса-Ли, человека, которого считают изобретателем world wide web (Всемирной паутины), он будет сильно отличаться от современного виртуального пространства. Бернерсу-Ли видится интернет, где вся информация, приложения и данные неразрывно связаны ссылками и переплетены между собой – все будет работать сообща со всем остальным и на практике позволит нам жить, почти не вылезая из интернета.

Новая сеть будет «понимать» контекст поиска

Специалисты по ИТ называют это «семантической сетью». На данный момент поисковые машины типа Google делают главный упор на ссылки и на связи между сайтами, а не на анализ конкретной информации, которая на этих сайтах содержится. Семантическая сеть, напротив, будет уделять главное внимание смыслу информации на странице.

Компьютеры будут «улавливать» контекст информации, смогут идентифицировать и оценивать сложные связи между людьми, географическими точками и информацией, и подытоживать все это, чтобы обеспечивать ценные результаты поиска и вообще облегчать работу в онлайне.

«Семантическая сеть – не отдельная сеть, а продолжение нынешней, – сказал Бернерс-Ли. – Информация приобретает четко сформулированный смысл, что помогает компьютерам и людям лучше работать совместно».

Недавно Бернерс-Ли разъяснил, как семантическая сеть может помочь людям отслеживать их расходы. Был приведен следующий пример: вообразите себе банковский отчет о состоянии счета, полученный по интернету, и ваш личный ежедневник. Представьте себе, что вы подцепляете мышкой информацию из ежедневника и переносите на банковский отчет… и тогда вам становится видно, когда именно вы крупно потратились.

Бернерс-Ли также отметил, что эту идею можно развить еще дальше, добавив к «компоту» альбомы цифровых фото: тогда снимки из семейных «выходов в свет» совпадут с пиками трат в банковском отчете. Этот процесс будет идти гладко и незаметно: пользователь увидит лишь конечный результат, а не процедуру его достижения.

Идея семантической сети встречает энергичную поддержку со стороны молодых, прогрессивно мыслящих ИТ-фирм, а также солидных компаний. На прошлой неделе Yahoo!, который компания Microsoft сейчас пытается присоединить к себе путем враждебного поглощения, объявил, что встроит принципы семантической сети в свою поисковую машину и примет ряд ключевых «стандартов» – правил классификации информации и присвоения ей тэгов, которые помогут стандартизировать методы упорядочивания данных – для составления индекса информации в интернете.

Эти стандарты имеют решающее значение, так как они обеспечивают простой и последовательный способ без труда снабжать данные ценными контекстуальными «индикаторами».

Большая часть современных поисковых машин не способна «прочесть» часть имеющейся в интернете информации, важной для поискового запроса, – например, видеоролики или фотографии, – так как эти данные не снабжены тэгами в форме стандартных «метаданных» (этикеток, которые извещают компьютеры о смысле той или иной единицы информации).

«В понимании семантики веб-контента достигнут значительный прогресс, но положительные черты информационной сети пока недоступны массовому потребителю, – говорит Амит Кумар, директор управления проектами в Yahoo!. – В отсутствие эффективных веб-приложений, построенных по принципу семантической сети и рассчитанных на рядового пользователя, владельцы сайтов неохотно поддерживают стандарты».

Yahoo! надеется путем индексации страниц по семантическим тэгам поощрить владельцев сайтов тратить больше времени на снабжение стандартизованными метаданными всех единиц информации, которые выкладываются в сеть. Это должно обеспечить более высокий рейтинг и большую заметность для поисковых машин Yahoo!.

«Поддерживая стандарты семантической сети, поисковая машина Yahoo! и владельцы сайтов могут обеспечить клиентам намного более эффективный поиск с изобильными результатами», – поясняет Кумар.

Например, если вы запросите у семантического поисковика Yahoo! информацию о киноактере, он поймет контекст запроса и скомпилирует для вас богатый свод информации со всего интернета.

Вы получите, допустим, биографию актера, ссылки на рецензии на фильмы, предложение взять старые фильмы с его участием в онлайновом видеопрокате, информацию о ближайших кинотеатрах с возможностью заказа билетов, информацию о других актерах, вместе с которыми он играл, а также последние статьи в прессе, видеозаписи интервью и трейлеры фильмов. Сейчас для этого потребовалось бы два или три отдельных запроса, но в будущем станет достаточно одного.

Однако, как отмечает обозреватель Пол Миллер, переход к семантической сети не означает, что нужно уничтожить уже существующую сеть и начать с нуля.

«Несмотря на всю шумиху, семантическая сеть не во всем обязана быть сменой парадигм и революционным явлением, – отметил он. – Многие плюсы появятся всего лишь потому, что уже существующие системы станут более открытыми, а существующая информация будет путешествовать чуть свободнее и целенаправленнее».

Предприниматель Нова Спивак, новатор интернета, тратит свое время и силы на воплощение концепции семантической сети в жизнь. Он поддерживает сайт Twine (twine.com) – виртуальную сеть, которая сейчас работает в тестовом бета-режиме только по приглашениям. Twine призван помочь людям находить и упорядочивать информацию, а также делиться ею с другими и заводить новые связи.

Спивак полагает, что сервисы типа Twine сыграют решающую роль для того, чтобы помочь людям сориентироваться в новом умном интернете, – они станут инструментами превращения контента семантической сети в полезное, «заточенное» под индивидуальность пользователя хранилище информации.

Сформировав сеть связей между взаимопереплетенной и богато представленной информацией, сервисы типа Twine помогут людям находить то, чего они сознательно и не думали искать.

«Полагаю, заявление Yahoo! знаменует появление массовой семантической сети», – написал Спивак в своем блоге.

«Должно быть, катализатором ее развития вскоре станет «гонка вооружений» между поисковыми машинами, рекламными агентствами и поставщиками контента – состязание за то, кто лучше всех сумеет использовать семантические метаданные в сети, – продолжает Спивак. – Это пойдет на пользу всему семантическому сектору и всем, кто к нему причастен. Как говорится, «прилив приподнимает все лодки – большие и маленькие».

Спивак прав: тот факт, что Yahoo! поддержал идею семантической сети, заставит другие интернет-компании спешно взяться за дело и поспешить представить на рынке свои собственные семантические проекты.

Однако некоторые скептики опасаются, что семантическая сеть никогда не реализует свой потенциал в полном объеме, так как ее возникновение в огромной мере зависит от сотрудничества компаний, которые во многих случаях непосредственно конкурируют друг с другом. Можно ли ожидать, что эти компании пойдут друг другу навстречу, договорятся об общих стандартах и будут их придерживаться?

Дух открытости, поощряемый семантической сетью, – возможно, неприемлем для многих крупных ИТ-компаний, которые доселе ревностно охраняют свои платформы и программное обеспечение и вряд ли по доброй воле захотят снести эти барьеры для блага пользователей.

Но, скорее всего, большая часть поисковиков увидит в семантической сети шанс повысить качество той работы, которую они уже проделывают: если другая поисковая платформа или продукт могут обеспечить услуги, которые полезнее и привлекательнее, чем у лидера поисковиков – Google, то пользователи вскоре перекочуют к новичку. За ними придут рекламные агентства, а вместе с ними и легкая прибыль – так сказать, «лицензия на печатание денег».

Добро пожаловать в будущее.

InoPressa.ru

*