Банки, которые мы выбираем
В Агентстве по страхованию вкладов прошла презентация итогов социологического исследования «Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов в 2007г.» Ненадежный банк, по словам респондентов — недавно созданный частный банк, навязчиво рекламирующий свои услуги, имеющий длинное или вычурное название. С настороженностью респонденты относятся к большинству малых банков…
Основные претензии к работе банков касаются наличия очередей, невозможности свободно выбрать страховую компанию при кредитовании, а также низкой скорости обслуживания и неудобного режима работы.
В Агентстве по страхованию вкладов прошла презентация итогов социологического исследования «Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов в 2007 г.»
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В 2007 г.
Для оценки текущего инвестиционного поведения населения и его изменения под влиянием действия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в декабре 2007 года организовало проведение социологического исследования, включающего в себя как количественную, так и качественную составляющие. Опрос (количественное исследование) проводился ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), анализ полученных данных осуществлялся специалистами ВЦИОМ и АСВ.
В опросе приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет. Опрос проводился по репрезентативной общероссийской выборке с учётом квот по полу и возрасту (согласно данным Госкомстата) в 153 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации. Метод исследования – индивидуальное интервью. Статистическая погрешность выборки не превышает 2,34%. Результаты данного количественного исследования представлены в первом разделе.
Основные итоги качественного исследования
Представители высокодоходных групп полагают, сумма сбережений может варьироваться от ситуации (наличия свободных средств и предполагаемых расходов) – т.е. не смогли формализовать свои представления о том, где пролегает линия, отделяющая «карманные деньги» от «накоплений». Большинство указали в качестве минимума суммы в диапазоне от 100 до 500 тыс. руб. Наиболее часто упоминалась сумма, превышающая 100 тысяч рублей.
Респонденты из данной группы стараются выбрать такой способ вложений, который был бы одновременно надёжным и прибыльным. Наиболее часто упоминаются вложения в недвижимость. Следующим по популярности направлением является собственный (или родственников, партнёров) бизнес. Особенно распространена эта форма инвестирования в нестоличных городах.
Банковские вклады рассматриваются респондентами, главным образом, как сберегательный инструмент позволяющий отложить средства «на будущее». Практически все опрошенные отмечали, что банковские депозиты являются для них непривлекательным способом вложения средств из-за низких ставок.
Основными целями накоплений являются приобретение недвижимости и аккумулирование средств для дальнейших инвестиций в собственный бизнес с целью получения дохода от этих вложений. Также целью накоплений могут являться крупные покупки (преимущественно — автомобили).
Среди приоритетных банковских услуг — кредиты (ипотечный, автокредит, на развитие бизнеса, на крупные покупки), пластиковые карты (как дебетовые, так и кредитные), оплата коммунальных услуг, срочные вклады или вклады до востребования, банковские ячейки, денежные переводы.
Значительная часть опрошенных не имеет срочных банковских вкладов (счета есть практически у всех). Те же, у кого есть депозиты, используют их для обеспечения сохранности средств, предпочитая безопасность и частичную компенсацию инфляционных потерь.
Для открытия срочных вкладов выбирается, прежде всего, надёжный банк.
Ненадежный банк, по словам респондентов — недавно созданный частный банк, навязчиво рекламирующий свои услуги, имеющий длинное или вычурное название. С настороженностью респонденты относятся к большинству малых банков.
Основные претензии к работе банков касаются наличия очередей, невозможности свободно выбрать страховую компанию при кредитовании, а также низкой скорости обслуживания и неудобного режима работы.
Знания о системе страхования вкладов у респондентов достаточно общие, что часто объясняется отсутствием интереса к срочным вкладам ввиду их низкой доходности, неудобства использования или недоверия к банковской системе в целом.
Абсолютное большинство относится резко отрицательно к идее безотзывных вкладов. Основная причина негативного отношения – непрогнозируемая заранее необходимость изъятия денежных средств для более выгодных вложений, возникновение которых носит ситуативный характер.
Полная версия исследования находится на сайте Агентства по адресу: http://asv.org.ru/insurance/analytics/research/
*