Россия и мир озабочены поиском альтернативных источников энергии
Джордж Буш настойчиво призывает активнее развивать «зеленую» энергетику в Америке. Другие страны Запада важность возобновляемых источников поняли уже давно, а прошлый год стал рекордным по инвестициям в альтернативную энергетику. И это дает результат. Россия, благоденствуя на нефтедолларах, отставать тут, тем не менее, не хочет.
Крестьяне давно знают ответ на вопрос, что такое альтернативное топливо.
Фото: АР |
Запад, похоже, уже окончательно все понял: без использования альтернативных источников энергии он не сможет нормально развиваться и будет все больше зависеть от поставщиков нефти и газа. Первые шаги в направлении развития «зеленой» энергетики были сделаны в ЕС уже десятилетия назад. А в прошлом году, по данным исследовательского центра Worldwatch Institute, в возобновляемые источники в мире была инвестирована рекордная сумма – более 100 млрд. долларов. За счет этого чистой энергии было произведено 240 ГВт – на 50% больше, чем тремя годами ранее. Всего же доля возобновляемых ресурсов в мировом объеме производства электроэнергии была доведена до 5%. И это без учета ГЭС. Крупнейшим альтернативным источником стала энергия ветра: объем ее производства достиг 95 ГВт. Прирост производства солнечной энергии составил 50% и достиг 7,7 ГВт.
В России же альтернативная энергетика развивается слабо. Даже на внутреннем электроэнергетическом рынке ее доля не превышает 1%. Причем в основном мы пользуемся наследием СССР: приливной станцией на берегу Баренцева моря, несколькими геотермальными станциями на Камчатке. Из нового можно выделить разве что группу ветряков в Калининградской области. Но, похоже, наши чиновники не хотят отставать от моды. В начале марта Министерство природных ресурсов (МПР) сообщило о начале подготовки проекта программы по использованию альтернативных источников энергии на особо охраняемых территориях РФ. В МПР подсчитали, что «около 10% площади России занимают особо охраняемые территории, и министерство бы хотело, чтобы эти территории остались нетронутыми». Однако когда именно в заповедниках будет использоваться исключительно чистая энергия и какие конкретно источники будут освещать домики лесников, пока неясно, потому что «сейчас идет предпроектная стадия проекта».
А пока что, констатируют экологи, наши богатейшие природные энергоресурсы остаются без внимания, хотя — потенциал развития возобновляемых источников в стране огромен, но инертность чиновников не позволяет его использовать, даже когда решение лежит на поверхности. «На Крайнем Севере, в Приморье можно использовать энергию приливов. Если на Камчатке освоить хотя бы 3% от всего потенциала (ветер, приливы, геотермальные источники), то можно будет запитать электричеством весь регион. А пока туда завозится мазут, перебои с поставками которого оборачиваются постоянными проблемами. На юге страны огромным потенциалом обладает солнечная энергетика. Но не только на юге. Например, на байкальском острове Ольхон 90% дней в году стоит ясная погода, и его можно обеспечить энергией с помощью батарей. Но буквально недавно туда с материка провели ЛЭП, при том, что население острова – всего 4 тыс. человек. Даже проектировщики признали – линия будет окупаться 70–80 лет», – сообщил г-н Подгорный.
На прошлой неделе премьер Виктор Зубков заявил, что в России будут построены 30 новых заводов по производству биотоплива для автотранспорта – этанола. Со временем объемы его производства планируется довести до 2 млн. литров в год. Но выпускать его планируется в основном из пшеничных зерен. Рапс, используемый для этого во всем мире, у нас в стране выращивается лишь на отдельных небольших пашнях. Теперь посчитаем, во что обойдется такая топливная революция. Выход этанола из 1 тонны зерна составляет 470 литров,. Для производства заявленных главой правительства 2 млн. литров биотоплива потребуется, таким образом, более 4,25 млн. тонн зерна. А это около 5% всего урожая пшеницы в России в 2007 году. И это при нехватке зерна в стране!
Зачем же вообще России этанол? По словам эксперта, его производство будет рентабельно лишь при поставках на экспорт. Внутри страны продать это топливо практически нереально, на него просто отсутствует спрос.
Получается, что все наши планы ориентированы вовсе не на нас самих. Ну, обеспечим мы Европу этанолом за счет своего зерна, но будет ли от этого счастье?
Подробнее в «Новых Известиях».
***