Быть или не быть? Таков вопрос относительно нового независимого американского фильма «Гамлет 2». Быть ему «Джуно» 2008 года или не быть? «Джуно», если вы помните, была молодежная картина, получившая несколько ключевых номинаций и принесшая автору ее сценария, бывшей стриптизерше Дьябло Коди, вполне заслуженного «Оскара».

Фильм также стал в своем роде рекордсменом кассовых сборов, ибо к настоящему моменту только в Северной Америке этот фильм собрал более 130 млн долларов при ничтожном постановочном бюджете.

«Гамлет 2», поставленный режиссером Эндрю Флемингом по его и Пэм Брэйди сценарию, содержит немало элементов, сходных с «Джуно». Молодежный сюжет о школьниках старших классов, интересный и эксцентричный центральный персонаж, живой язык. На мой личный вкус «Гамлет 2» даже интереснее по содержанию. Картина, по существу, говорит о волшебной, преображающей силе искусства. Смешивая смешное и грустное.

В отличие от инфантильной, хотя и полной жизни Джуно, главный герой «Гамлета 2» не Гамлет, принц датский, а неудачливый актер (Стив Куган), вынужденный зарабатывать на жизнь, обучая драматическому искусству обалдевающих от собственной пустоты старшеклассников средней школы в Тусоне, штат Аризона. Пустыня вокруг, пустыня внутри… Дома его не очень-то ждет бездельная, попивающая жена (Кэтрин Кинер), проводящая свои дни в обществе тупого приживала (Дэвид Аркетт), с которым она в итоге и сбежит. Не успел наш герой привить своим ученикам основы системы Станиславского, как тамошнее гороно объявляет, что по финансовым соображениям драматическая программа закрывается.

К этому времени нам достаточно хорошо знакомы основные персонажи. Авторы довольно умело разрушают штампованные представления, вовсю эксплуатируемые в американском кино «про школу». Гангстеровидный латиноc, например, оказывается сыном преуспевающего писателя и неплохим Гамлетом в новаторской переработке учителя, мистера Дэйны Марсчза. М-р Марсчз, видите ли, решил не сдаваться и поставить спектакль, доказывающий пользу театрального класса в частности и искусства вообще.

В актере-неудачнике внезапно просыпается большой талант драматурга и режиссера. Его печальный жизненный опыт с отцом-тенью, пересекаясь с шекспировской тенью отца Гамлета, дает ему вдохновение на создание мюзикла «Гамлет 2», в котором мотивы классического произведения перекликаются с современностью самым неожиданным образом. В события «Гамлета» вмешивается Sexy Jesus. Сексапильный Иисус Христос поначалу вызывает у местных фундаменталистов шок, но постепенно, по ходу премьеры, даже самые истовые «Библия-филы» начинают пританцовывать в ритм.

Конечно, мы с самого начала картины понимаем, что в финале будет Театр. И, конечно, этот театр куда выше классом, чем можно было бы ожидать от художественной самодеятельности школы города Тусона. Но кино ведь и построено на нашем желании хотя бы временно поверить в невозможное.

Иисуса в мюзикле играет сам г-н учитель. Британский актер Стив Куган, который зарекомендовал себя ранее как драматический актер и как комик в кино и на театре, держит фильм на своих плечах. Хотя иногда эксцентричность его героя подается с некоторым перебором. Режиссеру не мешало бы порой придержать комедийный темперамент Кугана, который все-таки не американского происхождения, а британского. Мне кажется, правильнее было бы сделать персонаж британцем. Но он по фильму почему-то американец, которого Куган

играет как британец британца, и это вызывает некоторое недоумение.

Молодые актеры точно подобраны по типажам и играют вполне адекватно. Политическая некорректность картины действует освежающе. Ненормативная лексика придает некоторым сценам фильма дополнительную остроту, контрастируя с живущим в каждом из нас, зрителей, высоким штилем Шекспира. В конце картины ребят во главе с учителем приглашают с их спектаклем на театральный Бродвей в Нью-Йорке. Этим авторы как бы намекают на возможность собственного успеха.

Быть или не быть? Таков вопрос…

Сергей Рахлин

18.03.2008

www.voanews.com

***