Каждый из 10 макрорегионов будет развивать то, чем богат, следует из последней версии Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Минэкономразвития. Тогда в ближайшие 13 лет ВВП страны должен вырасти в 2,4 раза.

Развитию преимуществ территорий мешают плохие дороги или их отсутствие. Бизнес готов инвестировать в Туву, приводит пример помощник министра регионального развития Федор Щербаков, но из-за отсутствия железной дороги (она проектируется) это невозможно. Главное — спланировать единую транспортную сеть, уверен Щербаков.

Агропромышленному и горно-металлургическому комплексам Центрального Черноземья низкая пропускная способность дорог мешает интегрироваться в глобальную экономику. Центральный регион должен развиваться так же быстро, как Москва, но для этого опять же надо решить транспортный вопрос.

Санкт-Петербургу необходимо расширять транспортное окно в Европу. Наличие в Северном регионе двух крупных портов открывает большие возможности для экспорта природных ресурсов. Но до моря доехать сложно.

Южный регион будет развивать порты и скоростное сообщение между городами. Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области интегрируют транспортные системы в Большое Средиземноморье — но для этого их надо создать.

Поволжью нужны мосты через Волгу и магистраль вдоль нее. Уральскому региону — коридоры до Поволжья, центра и портов, железные и автодороги. Экономика Западной Сибири неконкурентоспособна без оптимизации транспортных тарифов.

Восточной Сибири предстоит обеспечить транзит между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока выделено в региональной части концепции в отдельную цель: кроме дорог, там еще мало людей, которых надо в эти регионы привлечь.

По оценкам «Ренессанс капитала», на реализацию только заявленных государством приоритетных транспортных проектов до 2020-2030 гг. потребуется более $750 млрд, из которых 75% — на автодороги. И это по минимуму: даже при планируемом строительстве 451 000 км автодорог их плотность к 2020 г. будет вдвое меньше сегодняшнего уровня Канады и втрое — Китая.

Акцент на транспортную инфраструктуру сделан по двум причинам, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров: состояние дорог не соответствует целям экономического роста, а разработка концепции совпала с подготовкой программных документов Минтранса.

Об этом сегодня пишет газета «Ведомости»

*