Шлаки накапливаются в нас так стремительно, что можно опоздать с «очищающими процедурами». Где же скрывается «золотая молодежь»? Сидит в библиотеках и рассматривает редкие книги, которые не дают на вынос? Зубрит дома учебники физики и ставит опыты на балконе, тайком от родителей? А может быть, они ночами записывают в блокнот свои первые произведения и прячут их под подушку?

Фото: Игорь Казановский

Каждый год в Самаре, в камерном зале местного кинотеатра проходит Неделя фестивального кино. И каждый раз я вижу одних и тех же людей — их не более 15 человек. Понимаю: подобные кинопоказы не для всех, на любителя, но обидно, что таких «любителей» очень мало. Неужели человеку не интересен внутренний мир другого человека, который с экрана говорит тебе: «Посмотри! Надеюсь, ты увидишь жизнь с другой стороны!» Этих самых «сторон», конечно, миллионы, но показать хотя бы одну из них — нужен талант.

Сижу в том же кинотеатре, в том же зале, на премьере «9 роты». Вместе со мной — человек 25, большинство — молодые люди не старше тридцати. Ближе к середине фильма чувствую: мне трудно удержаться от слез. Отвлекаюсь, чтобы посмотреть на реакцию защитников оте­чества, и вижу такую картину: кто-то спит с пустой бутылкой пива в руках, кто-то смотрит в экран телефона и перебирает кнопки. Для меня это непонятно.

Фильмы «12», «Русалка», «Эйфория», «Гарбастум», «Возвращение», «Пролетая над гнездом кукушки», «Богиня», «3 истории», «Фрида», — разве в них нет смысла, опыта, которого каждому из нас не хватает? Кино, как и театр — это игра в жизнь. Ты переживаешь за героев, живешь вместе с ними.

«Как можно не любить театр?!» — спрашиваю я себя и сама же нахожу ответ. Сейчас сплошь и рядом вместо эксклюзивного, «натурального» продукта предлагают псевдокино, псевдотеатр, псевдомузыку, да и вообще — псевдотворчество. Из-за всего этого люди попросту устали реагировать, открываться, интересоваться. И даже начали получать удовольствие от такого вот «культурного фаст-фуда».

Недавний случай. В выходные решили с подругами дойти до кинотеатра. Смотрим на афишу — только «Самый лучший фильм», премьера. Что делать, когда нечего делать и уже пришли? Наверное, только идти на фильм. Купили билеты за четыре часа до начала, билеты на ближайшие сеансы уже были все проданы. Аншлаг! Постреляли в тире, посидели в кафе, пришли к нужному времени. И вот оно! Нет, мы не попали на сеанс — у них что-то там сломалось, и билеты всем вернули. До сих пор не знаю, кому сказать спасибо за то, что нас спасли от очередной порции «самого лучшего».

А песни, которые часто приходится слышать в маршрутках из наушников сидящих рядом? «…чем выше любовь, тем ниже поцелуи…», «…я двадцать лет на зоне отпахал…». От осознания, что все это автоматически записывается на подкорку головного мозга, становится жутко. Мне совершенно не хочется, чтобы эти «образы» оставались в моей памяти! И уж тем более я не собираюсь сопереживать таким вот героям.

Думаю, что промежуток от 14 до 23 лет — это период становления личности, укрепления стержня мудростью с помощью образов, что приходят к нам через музыку, фильмы, книги, увлечения, примеры родителей, опыт из собственной жизни. Когда смотрю на тех, у кого этого не было или же их опыт не увенчался успехом, прихожу к выводу, что человек и в 30-40 лет может не состояться как личность. У него есть позвоночник, поддерживающий его физическое тело, но это вовсе не тот стержень, что помогает нам держаться на плаву, как парус в кусочке белого пенопласта, который бьет о борта вселенной. И подобных людей я вижу везде и каждый день.

Где же скрывается «золотая молодежь»? Сидит в библиотеках и рассматривает редкие книги, которые не дают на вынос? Зубрит дома учебники физики и ставит опыты на балконе, тайком от родителей? Закрывается в ванной при красной лампочке и макает фотобумагу в растворы? А может быть, они ночами записывают в блокнот свои первые произведения и прячут их под подушку?

Надо мной живет семейная пара, у них маленькая дочка, лет семи. Каждое утро я просыпаюсь от звуков ее пианино. Сначала было трудно воспринимать — звучали отдельные ноты, которые невозможно сложить в мелодию. Теперь каждое утро я слышу «Подмосковные вечера», медленнее, чем в оригинале, но приятнее. Девочка развивается, и я радуюсь вместе с ней.   

Повезло тому, кто ставит цели. Начертил маршрут — и вперед! И очень не хотелось бы, чтобы жизнь состояла из подковерных игр, лжи, псевдоискусства и тому подобного барахла.

«Эксперт Волга» №11 (99)/17 марта 2008

***