Как гласит жизненная мудрость, врач – это человек, с которым нужно быть полностью откровенным. Но вот только о самих лекарях этого не скажешь. Когда речь заходит о врачебных ошибках, на откровенность пациентов врачебный персонал отвечает коллегиальным молчанием.

Аптекарь не перепроверил дозировку препарата, и у пациента после приема лекарства неожиданно появилась аллергическая реакция… В суматохе предпраздничных дней заработавшийся врач перепутал имя пациентки, в операционный зал попали чужие рентгеновские снимки – и вот уже вместо того, чтобы вырезать аппендицит, больному ампутируют здоровую ногу. А после рентген показывает некие неопознанные медицинские объекты в теле оперированного бедняги – результат забывчивости хирургов.

   Вопиющие случаи врачебных ошибок время от времени просачиваются в прессу или передаются из уст в уста по «сарафанному радио». В большинстве случаев подробности становятся известны непосредственно от пациентов, порой – уже во время судебного разбирательства. Но в самой врачебной среде ошибки медперсонала были и остаются темой табу. Здесь слишком трепетно относятся к своей репутации, чтобы выносить на публику свои профессиональные неудачи, даже если в результате врачебной оплошности или откровенного непрофессионализма был нанесен значительный вред здоровью пациента. Замалчивание врачебных ошибок является частью своеобразной «корпоративной этики», негласно существующей в медицинских учреждениях.

   Вот уже несколько лет группа медиков-энтузиастов при поддержке общественных организаций в сфере медицины, больничных касс и Федерального министерства здравоохранения пытаются бороться с порочной практикой замалчивания врачебных ошибок. Результатом двухгодичной работы Действующего союза «Безопасность пациентов» (Aktionsbndnis Patientensicherheit e. V.) стал выпуск брошюры, которую на минувшей неделе представила публике министр здравоохранения Германии Улла Шмидт (Ulla Schmidt). 17 медицинских работников, многие из которых занимают руководящие должности, излили свою душу на страницах этого печатного издания. Они публично признали, что в их практике случались врачебные ошибки, и призвали своих коллег ничего не скрывать.

   Эта беспрецедентная для Германии акция преодоления врачебных табу сразу наделала много шума. В обществе бытует стереотип врача-чудотворца, полубога в белом халате. Да и как может быть иначе, если доктор отвечает за сохранность и качество самого дорогого, что есть у человека – его жизни! А тут вдруг кто-то осмелился пойти против устоявшейся в медицинских кругах традиции круговой поруки и нарушить затянувшееся молчание. Чего же добивались авторы брошюры, врачи и санитары, поведавшие истории своих ошибок? Справедливости, морального удовлетворения, общественного резонанса? Как уверяет председатель союза «Безопасность пациентов» Маттиас Шраппе (Matthias Schrappe), главной целью инициаторов проекта и авторов публикаций было подтолкнуть врачей на то, чтобы учиться на своих ошибках и открыто говорить о них, делиться с коллегами своим пусть и печальным, но опытом. Что будет не только способствовать улучшению качества медицинских услуг, но и сократит финансовые затраты, связанные с устранением последствий врачебных ошибок. К примеру, в больничной кассе AOK, поддержавшей инициативу, эта сумма составляет 12 млн. евро в год.

   Согласно исследованию, проведенному в рамках проекта, ежегодно от 2 до 4% пациентов немецких клиник становятся жертвами ошибок медицинского персонала. Это от 340 до 680 тысяч человек. Около 17 тысяч из них умирают от последствий неправильного лечения. Для сравнения, ежегодно в Германии в результате ДТП погибают около 5 тыс. человек. Получается, что немецкие дороги куда безопаснее, чем немецкие больницы.

   Публичная дискуссия о врачебных ошибках, недостатках работы персонала и системы здравоохранения в целом должна стать неотъемлемой частью в медицинской практике, уверен Шраппе и его команда.

   Совсем недавно Немецким обществом хирургии была создана интернет-страница обучения и регистрации ошибок для врачей частных практик. Им предоставлена возможность, сохраняя анонимность, сообщить об ошибках в работе своего медицинского учреждения. Людям свойственно ошибаться, поясняют разработчики, но не стоит относиться к ошибкам как к неотвратимым ударам судьбы, необходимо извлекать из них уроки. Глупо и непродуктивно набивать свои шишки, если можно поучиться на ошибках тех, кто уже раз обжегся. Поэтому девиз сайта – «Важна каждая ошибка». При этом само понятие «ошибка» авторы сайта трактуют достаточно широко. Это не только казусы в операционной, при диагностике или лечении, но и все то, что теоретически могло бы стать препятствием для своевременного и качественного оказания медицинской помощи. Начиная с административных недоработок в приемной врача и заканчивая послеоперационным уходом. Все – от скальпеля до половой тряпки. Сайт не только аккумулирует всевозможные «аварийные» ситуации в своем банке данных ошибок, здесь также публикуются комментарии экспертов и советы.

   Пока трудно прогнозировать, насколько все эти меры окажутся эффективными.

Председатель Немецкого союза защиты пациентов (DPSB – Deutscher Patienten Schutzbund e. V.) Гизела Бартц (Gisela Bartz) настроена по этому поводу достаточно скептически. Не стоит полагаться лишь на увещевания и призывы к признанию собственных ошибок, считает она. И предлагает ввести более жесткие юридические санкции против горе-врачей.

   Марбургский союз, объединяющий немецких больничных врачей (Marburger Bund – Verband der angestellten und beamteten aerztinnen und aerzte Deutschlands e. V.), обращает внимание на еще одно обстоятельство, которое не может не вызывать опасения. Из-за постоянного сокращения медицинского персонала на каждого врача приходится все больше пациентов. В 2006 году были сокращены 4 тыс. ставок в клиниках, в 2007-м – уже 15 тыс. По всей видимости, эта тенденция останется неизменной и в текущем году. Так что впору задаться и вопросом о том, что же чаще становится причиной врачебных ошибок: непрофессионализм врачей или их чрезмерно плотный рабочий график.

Елена Громова

N- 11/2008 17.03 — 23.03

Русская Германия

***