Его называли «неистовым» и «Чингисханом балета». Его девизом были слова: «Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально». 70 лет назад, 17 марта 1938 года, родился один из величайших танцоров XX столетия — Рудольф Нуреев. Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь.

Совершив свой знаменитый «прыжок к свободе» — навсегда покинув родину, он более пятнадцати лет был звездой лондонского Королевского балета и постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн.

Джон Персивал, балетный критик и биограф Рудольфа Нуреева: «Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуреев. Он изменил взгляды людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом искусстве».

16 марта к 70-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева телеканал «Культура» в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» покажет балет Австралийского балетного театра «Дон Кихот», хореография Рудольфа Нуреева, Мариуса Петипа (начало в 18:55) и документальный фильм «Рудольф Нуреев» (в 20:45). Также в программе «Широкий формат» выйдет сюжет, посвященный великому танцовщику. (в 01:25).

В основе фильма «Рудольф Нуреев» — интервью с танцовщиком, в котором он рассказывает о своей жизни и творчестве. Нуреев вспоминает о детских годах, об эмиграции и возвращении на Родину, о первых выступлениях и триумфальных гастролях…

«Я родился в поезде «Москва – Владивосток», мчавшемся вдоль берегов озера Байкал», — так начинает свою биографию артист. Шум колес поезда сопровождал Нуреева все детские годы. Когда его семья жила в Уфе, Нуреев наблюдал за поездами и представлял, как путешествует по миру. С тех пор и на всю жизнь поезд для Нуреева стал символом детства.

Разговор о годах в эмиграции Нуреев начинает с объяснения своего внезапного решения остаться на Западе: «Мне объявили, что вместо Лондона, где должна была пройти вторая часть гастролей, я лечу в Москву. В этот момент я понял, что если вернусь, меня уже никогда никуда не выпустят. И я решил остаться в Париже».

Первое выступление Нуреева в Париже – в балете «Спящая красавица» стало сенсаций, публика ходила «на Нуреева», устраивая ежевечерние овации.

Сотрудничество танцовщика с Марго Фонтейн стало художественным феноменом. Публика сходила с ума – теперь уже от творческого дуэта двух суперзвезд, гастролировавших по всему миру. Их личные отношения были окутаны тайной, точно известно лишь одно: в Марго Фонтейн Нуреев нашел верного друга, которому он мог доверять.

Рассказ о великом танцовщике в фильме дополняют воспоминания знаменитых коллег Нуреева – Нинет де Валуа, Марго Фонтейн, Ролана Пети, Анны Удальцовой, а также его сестер.

Нинет де Валуа, преклонявшаяся перед Нуреевым и прощавшая ему экстравагантные выходки, говорит: «Его появление на Западе походило на бомбу. Он был танцовщик огромной виртуозности, очень музыкальный, художественно интерпретирующий любую хореографию». Ей вторит Марго Фонтейн: «Нуреев создал новый мир балета. Раньше в представлении главенствовала балерина. Нуреев считал, что мужская партия столь же важна, как и женская. Он положил конец восприятию танцовщика как вспомогательной персоны. Мужчинам пришлось осваивать неведомый им до той поры язык танца».

телеканал «Культура»

***