В Мариинском театре открылся 8-й Международный фестиваль балета. На сцене — ведущие солисты Большого, Миланского, Ла Скала, Королевского британского и Нью-Йоркского балетов. Но самую громкую премьеру подготовили в самой Мариинке — фестиваль открылся постановкой «Стеклянное сердце».

Это, пожалуй, самый стремительный фестиваль Мариинского театра. За 10 дней 12 спектаклей: только «Лебединого озера» шесть вариаций — в паре с русскими артистами Чайковского станцуют звезды Ла Скала, Лондонского королевского, Нью-Йоркского балетов. А еще хореография Кристофера Уилдона, восстановленный по архивным рисункам балет Петипа, — настоящий танцевальный Вавилон! Но каждый год Мариинский готовит свое особое блюдо — такую премьеру, что никто нигде не ставил.

На этот раз столь необычное либретто в театр принес молодой хореограф Кирилл Симонов. Сюжет австрийского поэта Гуго фон Гофмансталя, мистика и символиста, не нов — любовный треугольник: Альма, невеста Густава, сводит с ума друга семьи Александра. История написана 100 лет назад. Но и тогда и сейчас в ней слишком много от реальности.

Спектакль задумывался для Венской оперы еще одним австрийским гением — композитором Александром фон Цемлинским. Причем, как уверяют историки, этот вымышленный сюжет опять сыграл таинственную роль — тот же любовный треугольник повторился и в его жизни.

Немало мистического и вокруг самой музыки. Композитор писал ее 10 лет — с 1903 по 1913 года. Но в результате балет никто никогда не только не видел, но и не слышал его целиком. После смерти Цемлинского загадочным образом первая и последняя часть партитуры были потеряны.

Мариинский театр стал первым, кто исполнил эту музыку. Утраченные акты заменили симфонией Цемлинского, написанной много раньше, но, по мнению постановщиков, наиболее близкой балету по духу. И рассказали древний, как мир, сюжет языком современного танца.

Кирилл Симонов, хореограф-постановщик: «В балете Мариинского театра такое разнообразие хореографии, и труппа в данный момент способна танцевать любую хореографию. Здесь есть и классика, и неоклассика, и контемпера».

Не менее оригинальна и сценография: артисты выходят то на пуантах, то босиком, то по жесткому полу, то по овечьей шерсти, а то и вовсе — по облакам. А среди персонажей этого трагичного и фантастического действа — часы, дети мгновения, нимфы и осколки сердца. Того самого — стеклянного.

Первый канал

***