Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству поддержала предложение Союза цирковых деятелей РФ: установить памятник Карандашу. Под этим псевдонимом страна знала циркового артиста Михаила Румянцева, который проработал на манеже с 1930 по 1983 год. Ему достаточно было приподнять шляпу с репликой: «Это я!» — и все смеялись.

«Это был великий клоун, — рассказывает председатель Союза цирковых деятелей Эмиль Кио. — До войны мы жили в одной квартире: ее дали моему отцу Эмилю Кио и семье Карандаша. Он уже тогда был кумиром публики. И в годы войны собирал аншлаги. Люди на 2-3 дня приезжали в Москву с фронта и спешили в цирк. Зрители надрывали животы от смеха, увидев Геббельса, которого изображал Карандаш. А если люди смеются — значит, все в порядке. Его специально вызывали на фронт с концертами, чтобы поднять у солдат настроение и боевой дух».

«Карандаш — не просто коверный, который развлекает публику между цирковыми номерами. Он стал главным лицом в спектакле». Так считает дочь клоуна Наталья Румянцева. Его знаменитый номер с ослом, который упирался, не желая везти седока, — не без подтекста. Вконец измученный хозяин сажал его в кресло и сам тащил на себе осла, который не хотел работать.

Скульптурная композиция из бронзы, которая так и называется «Карандаш и его собака Клякса», уже готова. Клоун в смешной шляпе стоит в натуральный рост, а у его ног — черный, как чернильная клякса, скотч-терьер. Кстати, Клякса — тоже псевдоним. На самом деле, по словам домашних, у Карандаша в разное время было 13 собачек. А первая, настоящая Клякса появилась в доме Румянцевых случайно, после ареста ее хозяина в конце 30-х годов.

Совсем скоро композицию (ее автор — скульптор из Белоруссии Вячеслав Долгов) установят на улице Ефремова, 12 — возле здания Союза цирковых деятелей.

Об этом сегодня пишет «Российская газета»

***