Как будто сговорившись, с призывами вернуть старым улицам их исторические имена начали выступать жители самых разных регионов нашей страны. Такие предложения сейчас звучат в Новосибирске, Томске, Нальчике, Саранске. В Кирове снова поднимается вопрос о возвращении городу исконного имени Вятка. Ульяновцы настаивают на том, что их город должен называться Симбирском. А москвичи собирают подписи за переименование станции метро «Войковская».

В субботу в Нальчике у Мемориала жертвам сталинских репрессий прошел митинг памяти балкарцев, депортированных в 1943 году. Выступивший на нем первый заместитель председателя общественной организации «Балкария» Магомед Бабаев возмутился по поводу того, что некоторые улицы Нальчика носят имена палачей балкарского народа, но все обращения переименовать их остаются без ответа.

Похоже, Россия на пороге очередной волны переименований, но в отличие от 60-х и начала 90-х годов, когда карты городов «зачищались» от имен коммунистических вождей руками их преемников, сегодня за это ратуют рядовые граждане. В Саранске группа активистов обратилась в горсовет с требованием переименовать улицы Советскую, Володарского, Демократическую и Красноармейскую в Соборную, Троицкую, Богословскую и Успенскую по имени находившихся на них прежде церквей.

В Кирове учредители премии «Вятский горожанин» выступают за возвращение всем старым улицам города названий, которые были изменены при большевиках. «В дни красного террора, – говорится в обращении, – первыми с карты города исчезли улицы, названные по именам храмов, – Спасская, Вознесенская, Преображенская, Успенская, Всехсвятская. Новые названия не сложились исторически, они были навязаны городу. Сегодня мы вправе спросить, что доброго могут дать молодым поколениям имена террориста Халтурина, карателя Урицкого, презрительно отзывавшихся о русском народе Маркса и Энгельса». Авторы обращения призвали настоятелей вятских церквей начать сбор подписей за возвращение улицам исконных названий. Кстати, местных жителей смущает и само название города. Они уже не первый год настаивают на возвращении ему исконного имени Вятка. Но чиновники пока медлят.

Хотя власти не спешат идти навстречу таким «пожеланиям трудящихся», кое-кто из градоначальников их поддерживает. Так, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов высказался за переименование станции метро «Войковская», поскольку «Петр Войков – личность совершенно недостойная, чтобы его именем что-либо называли». Сделано это заявление в связи со сбором подписей за переименование «Войковской» в «Петербургскую» активистами Союза православных граждан. При этом г-н Москвин-Тарханов считает, что названий, связанных с именами других большевистских лидеров, «пока не стоит трогать». А вот мэр Ульяновска Сергей Ермаков уверен в необходимости скорейшего возвращения городу названия Симбирск. Мэр признался, что он и сам долго был не сторонником переименований, однако теперь время настало: исполняется 360 лет со дня основания города.

"Новые Известия"

*