В крупном канадском портовом городе Галифакс успешно проходит эксперимент по переводу автобусов на работу на… рыбьем жире. Как оказалось, известный многим с детства своим малоприятным запахом продукт не только помогает снизить выброс в атмосферу вредных газов, но и совершенно не ощущается носами пассажиров и пешеходов.

У руководства городского транспорта первоначально именно запах рыбьего жира вызывал опасения с точки зрения приемлемости его использования в качестве горючего для автобусов. «Нас это волновало с самого начала, — рассказывает управляющий Пол Бошам. — Одно дело — подсолнечное масло, и совсем другое — рыбий жир. Однако если вы не будете знать, то, войдя в автобус, никогда не заметите, что он ездит на рыбьем жире». Впрочем, нужно сказать, что автобусы в Галифаксе заправляют не чистым рыбьим жиром, а смесью с дизельным топливом. Так называемый биодизель в Галифаксе состоит на 80 проц из дизтоплива и на 20 проц из рыбьего жира.

Сейчас уже 20 автобусов выезжают на городские маршруты с бензобаком, заполненным таким биогорючим. Производит его с осени прошлого года местная компания «Уилсон фьюелз». Ее владелец Ян Уилсон подчеркивает то, что биогорючее с добавкой рыбьего жира экологически более чистое, чем традиционное дизельное топливо, и при этом не дороже его ни на цент. «Оно дает отличную возможность более бережного отношения к окружающей среде, при чем без всяких на то затрат», — говорит Уилсон. Его фирма приобретает рыбий жир в одной из фармацевтических компаний Новой Шотландии, которая продает его после переработки анчоуса и сардины в Южной Америке. Эта компания, производящая различные диетические добавки, берет из рыбьего жира необходимую ей жирную кислоту, а остальное, то есть фактически отходы своего производства, сбывает «Уилсон фьюелз».

Судя по всему, экспериментом довольны все. Корреспондент «Канадиан пресс» поспрашивал пассажиров «экоавтобуса», ощущают ли они какие-нибудь «новые» запахи в салоне или на остановках. Типичный ответ: нет, если бы вы не сказали, никто бы и не знал о биодизеле. Удовлетворен и представитель городского транспортного ведомства. По словам Бошам, у биодизельных автобусов снизился вредный выхлоп, а пробег и эффективность работы двигателя такие же, как у работающих на дизельном топливе. С учетом того, что Канада ратифицировала Киотский протокол, требующий сокращения выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов, эксперимент в Галифаксе дает еще одно направление для достижения поставленных целей. Кстати, городские власти намерены расширить эксперимент и попробовать биодизель на других муниципальных машинах, а затем, возможно, перевести на него весь принадлежащий городу транспорт. Планируется, что уже летом нынешнего года примерно половину муниципального автопарка Галифакса будут заправлять смесью дизтоплива и рыбьего жира.

ИТАР-ТАСС

*