Растаявший снег обнажил на дорогах такие ямы, что не попасть в них автолюбителю поможет лишь чудо. По оценкам различных ведомств, в том числе ГИБДД и Минтранса, от года к году количество ДТП, произошедших из-за плохого качества дорог, в России колеблется от 18% до 30%. А в некоторых регионах, например в Перми, этот показатель достигает 45%.

Как же помочь простому российскому автолюбителю, который попал в аварию из-за плохого состояния полотна? Если ваш автомобиль «сел в лужу», то первое, что нужно сделать, — вызвать сотрудника госавтоинспекции для оформления ДТП.

Причем сотрудники ГИБДД должны сами определить истинные причины ДТП и вписать их в протокол. Для этого в каждом отделе ГАИ предусмотрена специальная должность — инспектор состояния дорог, который обязан следить за всем, что касается ям, луж, фонарей, светофоров и знаков.

У тех, кто решит предъявить претензии дорожным службам, не такие уж плохие перспективы, поскольку закон «Об автомобильных дорогах», вступивший в силу в ноябре 2007 года, налагает на дорожные службы обязанность компенсировать ущерб, вызванный некачественным ремонтом.

При этом нужно иметь в виду, что «допустимые размеры» ям не должны превышать 15 см по длине, 80 см по ширине и 5 см по глубине, а крышка канализационного люка не должна отклонятся относительно уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Ну а все, что больше хоть по одному параметру, должно быть обозначено дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости — заграждением с сигнальными огнями.

Как только сотрудники ГАИ составят схему ДТП, проверьте, указаны ли в ней размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений. Нелишним будет сфотографировать поврежденный автомобиль и дефектный участок дороги хотя бы на камеру мобильного телефона. Это пригодится, если дорожная служба, получив информацию из ГИБДД, попытается немедленно устранить недостатки.

Да и вообще, если есть возможность найти свидетелей случившегося — запишите их адреса и телефоны. Кстати, вопреки распространенному мнению, свидетелем может быть и пассажир, находившийся в автомобиле. Даже если он ваш родственник.

Если ваше дело необоснованно затягивают, придется обратиться в прокуратуру. При этом если материальный ущерб превышает 500 МРОТ или имеются пострадавшие, возбуждается уголовное дело. Если в ГИБДД считают, что виновником ДТП являетесь вы сами, придется обратиться в суд для обжалования этого решения.

И это не сухая теория. Оказалось, что отечественные водители уже не безропотные овцы, послушно разбивающие свои автомобили о выбоины и колдобины русских дорог. К примеру, жители Ижевска стали чаще обращаться в суд с требованием компенсаций от городских властей за автомобили, разбитые на плохих дорогах. Управление благоустройства и транспорта Ижевска получает уже 2-3 иска в неделю. По решению суда управлению приходится выплачивать от 5 тыс. до 150 тыс. рублей по каждому случаю.

А вот некоторые страховщики сегодня приняли обратную судебным искам стратегию. Они посчитали, что в некоторых случаях дешевле самим починить неисправные дороги, чем платить за разбитый автомобиль. Одна из страховых компаний, например, за свой счет установила светофоры на самых аварийноопасных перекрестках Магнитогорска.

Кроме простых автолюбителей и страховых компаний иски к дорожным организациям сегодня предъявляют даже городские власти. Так, глава Перми пригрозил подрядчикам штрафными и судебными санкциями за срыв сроков и некачественный ремонт. Уже сегодня городская администрация подала около 20 исков к дорожникам.

На основании рейтинга Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», самыми опасными для автомобилистов зимой в Приволжском округе являются дороги Перми и Казани. Немногим лучше дела обстоят в Саратове, Оренбурге, Нижнем Новгороде и Уфе. Из городов Поволжья лидером по обслуживанию зимних дорог является Пенза, а в группу городов с удовлетворительным показателем рейтинга безопасности дорог вошли Ижевск и Самара.

При этом даже составители рейтинга безопасности дорог считают, что показатели аварийности на дорогах сильно занижены.

Обозреватель Анастасия Николаева

Интерфакс

*